Занятие с элементами тренинга для родителей и детей «Мир без насилия - вместе мы справимся»
Цель:
профилактика насилия между сверстниками и в семье;
воспитание у родителей осознанной потребности в создании для детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищённого детства, свободного от жестокости и насилия.
Задачи:
1. Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения.
2. Содействовать в формировании у родителей представлений об истинном родительском авторитете и показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
3. Закрепить и углубить знания детей о насилии и его видах.
Оборудование: печатный материал (агрессор и жертва), 5 газет, магнитная доска, бабочки из цветной бумаги, фломастеры/маркеры, памятки.
Целевая аудитория: учащиеся 8 класса, родители.
Ход занятия:
Эпиграф занятия:
«Добро делаешь - себя прославляешь, зло делаешь - себя унижаешь»
(Царь Соломон)
1. Объявление темы и цели занятия.
2. Погружение в работу.
Цель: настроить участников на работу
- Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение
- Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.
- Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.
- Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.
3. Определение понятия.
Цель: вспомнить определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также - информацию о видах насилия.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.
Агрессор – это человек, который совершает насилие.
Жертва – это человек, который подвергается насилию (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой).
Вопрос «Кто может совершать насилие?»
Примерные ответы детей: друзья, близкие, одноклассники, учителя.
Примерные ответы родителей: муж, жена, тёща, начальство.
Итог: НАСИЛИЕ может совершить кто угодно.
4. Упражнение «Перетягивание газеты».
Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты.
Участники объединяются в пары (ребёнок-родитель), получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.
5. Практикум «Анализ ситуаций».
Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия.
Каждой группе раздают ситуации.
Ситуация 1
Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.
Ситуация 2
Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.
Ситуация 3
Четырнадцатилетняя Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.
Ситуация 4
После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.
Ситуация 5
Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.
Ситуация 6
9-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться, и она согласилась.
В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.
6. Притча «Все оставляет свой след».
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».
7. Упражнение «Паутина».
Цель: способствовать развитию хороших отношений между родителями и детьми.
Жестокое обращение с ребенком это – симптом нарушения детско-родительских отношений. И в этих отношениях мы вязнем, как в паутине. Выпутаться из этого очень сложно.
Давайте попробуем прочувствовать это. Нам нужен один доброволец.
Вы будете играть роль ребенка, а ребёнок будет играть роль родителя.
- Как часто мы произносим фразы:
«Сейчас же иди отсюда!»
«Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»
«Ты что, дурак? Я тебе миллион раз говорила!»
«Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»
- Сейчас родители (дети) будут произносить ребенку (родителям) обвинительные фразы. Ребенок будет принимать клубок, а затем возвращать на выбор любому участнику, стоящему в кругу (образование паутины).
Давайте выслушаем родителей и детей: Что вы чувствуете?
Легко ли вам было бросаться обвинительными фразами?
Нелегко!!! Мы с вами понимаем, что это плохо, но ведь очень часто мы произносим их по отношению к детям и к родителям.
Как вы думаете, можем ли мы помочь ребенку выпутаться из этой паутины? Как? Давайте поможем ребенку выпутаться из нашей паутины.
Какие чувства возникли у вас, когда вы произносили негативные фразы? (обращаемся к родителям)
Для положительных отношений с ребенком необходимо, безусловно, принимать ребенка, таким, какой он есть. Причем необходимо помнить: проступки ребенка – не он сам. Он сам – это только его чувства и переживания. Мы можем не любить, отрицать, осуждать только поступки ребенка, но не его самого.
8. Круг идей «Как остановить насилие».
Цель: обмен идеями о том, как избежать ситуации насилия.
Примерные ответы участников:
• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.
• Говори спокойно и уверенно.
• Дай агрессору возможность остановиться.
• Отойди в сторону. Это не признак слабости!
• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.
• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!
ПОМНИ! (раздаем памятки участникам)
• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.
• Мы подобные, но все разные.
• Ваша собственность принадлежит только тебе.
• Ты имеешь право на помощь.
• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!
9. Подведение итогов.
Рефлексия.
Упражнение «Волшебная бабочка».
Цель: дать возможность участникам высказать свои пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их.
Каждый участник складывает «волшебную» бабочку, располагает ее на доске и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания. На самих бабочкам можно написать пожелания друг другу.