Памятка «Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком»
- Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
- Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
- Сохраните доверие ребёнка к себе.
- Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
- Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.
- Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
- Не позволяйте собою манипулировать.
- Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
- Меньше говорите, больше делайте.
- Установите разумные границы контроля.
- Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
- Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком
5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком
и лучше его понять.
Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.
Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).
Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.
Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".
Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.
Режим дня ребёнка-первоклассника
Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня. Выполнение режима воспитывает в ребёнке чувство ответственности, организованности, учит управлять своими желаниями и чувствами. Важно «полное» следование режиму.
Утро.
Занятия в нашей школе начинаются в 8 ч. 30 мин. Поэтому, ребёнок должен вставать не позднее 7 часов.
Ребёнку необходимо умыться, одеться, самостоятельно застелить свою постель. Сделать гимнастику. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности.
Особое внимание утренней гимнастике. Она помогает преодолеть сонливость, даёт заряд бодрости. Это поможет ребёнку активно включиться в работу с первого урока.
С 7 ч. 30 мин. До 7 ч.50 мин. – завтрак. Школьнику достаточно 20 минут, чтобы позавтракать и самому вымыть после еды посуду.
Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее. Если школа близко, то желательно до занятий побольше побыть на свежем воздухе.
Помним: от доброго утра идёт позитивный настрой на учебную работу и уверенность в успехе.
Занятия в школе.
Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.
Переодевание после школы.
После обеда. Свободное время.
Детям ослабленным, легко утомляющимся рекомендуется час послеобеденного сна, перед прогулкой.
Детям вполне здоровым – прогулка и игры на свежем воздухе.
По советам врачей, ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, с учётом времени на дорогу в школу и обратно домой, составляет не менее трёх с половиной часов. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями: игры с мячом, зимой катание с горки, катание на коньках, лыжах.
Отведите время 30-40 минут на посильную работу по дому.
Домашние задания. Оптимальное время для них выполнения 16-17 часов. Физиологи установили, что в этот период времени повышается возбудимость клеток коры головного мозга. С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и тоже время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строго, постоянного контроля. Отметьте время, затраченное ребёнком на приготовление домашнего задания. Оно не должно быть более одного часа.
Школьный рюкзак, вещи для следующего дня следует собрать заранее.
Оставшееся время используем для второй прогулки, для занятий на кружке, секции.
Ужин должен быть не позже 19 часов, его продолжительность – 30 мин.
Вечером. Этот час ребёнок играет, но не в шумные игры. Взрослым следует выделить полчаса времени на общение с ребенком, совместные игры. Не позволяйте долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, это ведёт к переутомлению ребёнка.
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры. Ночной сон. Отправляем ребёнка спать, не позднее 21.00. Продолжительность полноценного сна детей младшего школьного возраста, строго не менее 10-11 часов. Рано встаём, рано ложимся – это обязательное правило для ученика. Нарушение режима сна-бодрствования приводит к хроническому недосыпанию. Ведь ребёнок теперь не спит, как привык, в детском саду.
В каникулы и выходные дни основные элементы режима (длительность сна, часы приёма пищи, прогулка) должны оставаться такими же, как и в учебные дни.
На полное привыкание к новому распорядку может уйти от трёх недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своим требованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы она висела над рабочим столом первоклассника.
Первый и второй год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку.
Рекомендации по обеспечению
информационно-психологической безопасности
Пункт 1: Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения Интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера.
Помните! «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»
Пункт 2: Существуют определенные механизмы контроля пользования Интернетом, например:
- размещать компьютер в общих комнатах, или быть рядом, когда дети пользуются Интернетом;
- совместное с ребенком пользование Интернетом;
- устанавливать специальные системы фильтрации данных,
самостоятельно закрывающие доступ к определенной информации. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом.
В ссылках указаны сайты, на которых специалисты ответят на Ваши вопросы о том, как это сделать.
Пункт 3: Возможные Соцсети, в которых могут «сидеть» Ваши дети – это Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace. Также обратите внимание на ресурс «Мой Мир» на почтовом сайте Мail.
При общении в Сети у ребенка завязываются виртуальные отношения с новыми «знакомыми» и «друзьями», которые кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим». Предупредите своего ребенка, что под именем «нового друга» может скрываться мошенник или извращенец. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий.
Пункт 4: Научите детей не оставлять в публичном доступе личную информацию: контакты, фото, видео. Запомните принцип Интернет: «Все, что вы выложили, может быть использовано против вас». Желательно оставлять только электронные способы связи. Например, специально выделенный для подобного общения е-mail или номер icq.
Пункт 5: Станьте «другом» Вашего ребенка в Соцсетях. Это Вам поможет контролировать виртуальные отношения ребенка с новыми «знакомыми» и «друзьями». Объясните ему, что Другом должен быть только тот, кто хорошо известен.
Пункт 6: Контролируйте время, которое Ваш ребенок проводит в Интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах, социальных сетях.
Пункт 7: Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты Ваш ребенок расстроен, растерян, запуган.
Пункт 8: Главное средство защиты от мошенника, педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете. По крайней мере, без родительского присмотра.
Пункт 9: Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети – игнорирование пользователя - ни в коем случае не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, как пользоваться настройками приватности; как блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в «черный список», пожаловаться модератору сайта.
Пункт 10: Избежать неприятного опыта с покупками в Интернет-магазинах можно, придерживаясь нескольких правил: проверьте «черный список», читайте отзывы в Интернете. Вас должна насторожить слишком низкая цена товара, отсутствие фактического адреса и телефона продавца на сайте, стопроцентная предоплата.
Пункт 11: Для защиты компьютера от вирусов установите специальные для этого программы и периодически обновляйте их. Объясните ребенку, что нельзя сохранять на компьютере неизвестные файлы, переходить по ссылкам от незнакомцев, запускать неизвестные файлы с расширением *exe, так как большая вероятность, что эти файлы могут оказаться вирусом или трояном.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
по профилактике суицидального поведения подростков
Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.
- Необходимо создать благоприятный климат общения в семье.
- Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее ребёнка вместе с ним, а не своё собственное будущее.
- Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.
- Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…».
- Прививайте навыки общения ребёнку.
- Воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
- Чаще объединяйтесь с ребёнком в каком-то деле, пусть и незначительном. Для ребёнка важна солидарность, сопричастность с взрослым.
- Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся
сохранения физического и психического здоровья ребёнка.
- Не запаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
- Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, надо помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
- Не раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей.
- Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.
- Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона доверия.
- Превентивная мера суицида – любовь. Приязнь. Подросток должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят.
Это даёт желание жить.
- Помните, что каждый ребёнок - особенный. У каждого ребёнка есть определённые способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается.
<pre style="text-align: justify;"> Несколько советов родителям по воспитанию нравственности • Если прикасаться к ребенку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идет значительно быстрее. • Если гулять с ребенком и разговаривать с ним много о разном, то ребенок будет лучше учиться. • Если читать ребенку книги, разглядывать с ним дома, растения, картины, то жизнь ребенка наполнится новым интересным содержанием. • Если с детства приучить ребенка к сочинительству, настольным играм, рисованию, то он сможет удержаться от примитивного образа жизни. • Если поручать ребенку постоянно усложняющиеся со временем дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком. • Если дарить ему подарки со значением — умные, интересные, то ребенок возьмет этот обычай в свою жизнь. • Если рассказывать при нем и для него о том, что происходит у вас на работе, о друзьях, проблемах, деньгах, любви и сексе, успехах и ошибках, то не будет ваш ребенок после школы беспомощным, как с луны свалившимся, инопланетянином. • Если постоянно показывать ребенку красоту родного языка, то язык ребенка станет образным, раскованным, содержательным. • Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребенка в этой семье обедняют.</pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей по развитию внимания у детей Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание - один из самых психических процессов, который является весомой составной частью результативности учебной деятельности. Старайтесь помочь ребенку тренировать его внимание. 1.В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка. 2.Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Привлекайте внимание к другим процессам и явлениям , связанным с этими увлечениями. 3.Используйте для тренировки внимания любую возможность: прогулки на свежем воздухе, поездки, походы. 4.Не назидайте и не фиксируйте неудачи ребенка, делайте акцент на достигнутые успехи. 5.Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей. 6.В семейном кругу демонстрируйте даже малые достижения ребенка по развитию внимания. 7.Наберитесь терпения и не ждите немедленных успехов. </pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка» 1.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется предстать перед вами хорошим. Если это не получается, он начинает врать и изворачиваться. 2.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда оказался невысок. Объясните, что важен не только высокий результат, больше важны знания , которые он сможет приобрести в результате ежедневного , упорного труда. 3.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. 4.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. 5.Никогда не выражайте в присутствии ребенка сомнений по поводу объективности выставленной ему оценки. Есть сомнения- идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации. 6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. 7.Поддерживайте ребенка в его (пусть даже не очень значительных) победах над собой, над своей ленью. 8.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой. 9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать. </pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий» 1.Посидите рядом со своим ребенком на первых порах. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущее школьные успехи. 2.У вашего ребенка еще не сформирована привычка делать уроки. Вырабатывайте эту привычку спокойно, терпеливо, мягко напоминая о необходимости заняться домашним заданием. 3.Оформите ребенку рабочее место: поставьте удобный стол, купите красивую настольную лампу. Повесьте на стену над столом расписание уроков, интересные стихи- пожелания ученику перед началом выполнения уроков. Приучайте школьника выполнять уроки только в этом учебном уголке. 4.Объясните ребенку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место. 5.Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это сделать или он устал, на первых порах помогите ему. Пройдет немного времени, и маленький ученик будет без напоминаний убирать свое рабочее место. 6.Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, попросите его сформулировать, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снижает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять. 7.Если ребенок что-либо делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным. 8.Учите школьника не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на приготовление уроков. 9.При выполнении письменных заданий обращайте внимание на то, чтобы ребенок писал чисто, без помарок. Не заставляйте его многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет интерес к школе и учению. 10.Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости. </pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности Агрессивность ребенка проявляется, если: -ребенка бьют; -над ребенком издеваются зло шутят; -ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; -родители заведомо лгут; -родители пьют и устраивают дебоши; -родители воспитывают ребенка двойной моралью; -родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; - родители не умеют одинаково любить своих детей; -родители настраивают детей друг против друга; -родители не общаются со своим ребенком; -вход в дом закрыт для друзей ребенка; -родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу; -родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят, что он лишний. Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт. Уважаемые родители! 1.Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2.Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте несбыточных надежд. 3.Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий. 4.Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. 5. Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе. 6.Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему- либо или кому- либо. 7.Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом. 8.Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. 9.Не стройте свои отношения с ребенком в зависимости от его учебных успехов. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность . Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере! </pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье» 1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками. 2.Поощряйте ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмет руку. 3.Словесно выражайте радость по поводу даже маленьких успехов своего ребенка. 4.Ипользуйте чаще выражения: «Ты прав», «Мы согласны с твоими мнением» -это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 5.Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите правильно их принимать. 6.Формируйтте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачные выступления, сюрприз и т.д. 7.Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему (независимо от цены подарка). 8.Дарите подарки ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи (причем ребенок должен иметь представление об этих возможностях). 9.Для поощрения ребенка используйте не только подарки материального плана , но и моральные поощрения, придуманные вами, которые в последствии, возможно, станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления , стихи, газеты, дружеские шаржи… 10.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился разумно распоряжаться ими. Вы должны знать, каким образом он распорядился деньгами, и обсудить целесообразность таких расходов. 11.Позволяйте ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. 12.Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения. Помните, ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Юность - время, когда ты каждый день строишь свою будущую жизнь. Благополучие твоей жизни зависит от твоего здоровья, трудоспособности, созидательной энергии, образования и культуры. Твое здоровье - в твоих руках. Главное - это всегда ощущать свою ответственность за его сохранение и постоянно вырабатывать в себе привычки здорового образа жизни. Найди такого друга, который поддержит тебя, разделит твои усилия на пути к здоровью и успеху в нашей сложной жизни. Все препятствия на этом пути преодолимы. А если будет трудно, повторяй формулу успеха: « Я смелый, твёрдо уверенный в себе человек! Я всё смею, всё могу, всё мне по плечу! Я смело смотрю миру в лицо. Среди всех житейских ураганов и бурь я крепко стою как скала, о которую всё сокрушается!» </pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия у детей в семье» Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз. Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца. Каждый член семьи, в том числе ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребёнка трудом. </pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей «О воспитании доброты» - Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного питания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. - Доброта начинается с любви к людям(прежде всего к самым близким) и природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим. - Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. - Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему. - Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся у нас доброте. - Научимся владеть собой. </pre>
<pre style="text-align: justify;"> Памятка для родителей «О создании благоприятной семейной атмосферы» - Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Время для ночного отдыха каждого ребёнка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. - Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?». - Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. - Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о своих событиях в его жизни. - Ребёнок должен чувствовать, что он любим. - Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. </pre>