Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 11 человек

«Внедрение модели Республиканского центра спортивной профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования»

Дата: 14 мая 2018 в 16:24, Обновлено 14 мая 2018 в 16:30

Информационная характеристика проекта

Инновационный проект  «Внедрение модели Республиканского центра спортивной профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования»

Данные о разработчиках:

Зубович С.А.,  директор Государственного учреждения образования «Мазоловская средняя школа Витебского района»

Моб.тел. (МТС) + 375 29 518 69 70

Раб. тел. (0212) 295 791

Выходцева И.Н., заместитель  директора по учебной работе  Государственного учреждения «Мазоловская средняя школа Витебского района»

Моб.тел. (МТС) + 375 29 219 51 93

Раб. тел. (0212) 295 792

E-mail: mazolovoschool@yandex.ru

Консультант проекта:

Дворецкий Леонид Казимирович, канд.пед.наук, доцент

Место работы – доцент Института повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров (ИППК) Белорусского государственного университета физической культуры (БГУФК)

Моб.тел. (МТС) + 375 29 505 36 89

Раб. тел.     203 30 24

Дом.тел.     203 36 89

E-mail: belsportdlk@mail.ru

База инновационной деятельности:

Государственное учреждение образования «Мазоловская средняя школа Витебского района»

Регистрационное свидетельство Устава: 390419129 от 13.10.2016

Юридический адрес учреждения: Витебская обл., Витебский р-н, аг. Мазолово, ул. Мелиораторов, д.3, 211310.

Раб. тел.: (0212) 295 791, (0212) 295 792

е-mail: mazolovoschool@yandex.ru

Директор школы:

Зубович Сергей Александрович, раб. тел. (0212) 295 791

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

1. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 4 г. Иванова (Брестской области)

2. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 22 г. Бреста» (Московский район)

3. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 31 г. Бреста» (Ленинский район)

4. Государственное учреждение образования «Мазоловская средняя школа» (Витебский район)

5. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 16 г. Полоцка» (Витебская область)

6. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 6 г. Могилева» (Могилевская область)

7. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 59 г. Гомеля» (Центральный район)

8. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 72 г. Гомеля» (Железнодорожный район)

9. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 60 г. Гомеля» (Новобелицкий район)

10. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 20 г. Борисова» (Минская область)

11. Государственное учреждение образования «Боровлянская средняя школа № 2» (Минский район)

12. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 13 г. Слуцка» (Минская область)

13. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 14 г. Солигорска» (Минская область)

14. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 8 г. Солигорска» (Минская область)

15. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 109 г. Минска» (Заводской район)

16. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 120 г. Минска» (Первомайский район)

17. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 130 г. Минска» (Ленинский район)

18. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 194 г. Минска» (Октябрьский район)

19. Государственное учреждение образования «Средняя школа

№ 223 г. Минска» (Партизанский район)

20. ЦДОДиМ «Контакт» г. Минска (Центральный район)

Сроки проведения инновационной деятельности

Данный проект рассчитан на 3 года, в период с 1 сентября 2017 по 25 мая 2020 годов.

Цель проекта

создание и развитие системы непрерывной спортивной профориентации посредством внедрения модели деятельности Республиканского центра спортивной профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования

Задачи исследования

  1. Обеспечить высокий уровень мотивации и состояния готовности педагогических коллективов базовых площадок, а также родительской общественности к принятию идеи инновационного проекта. 
  2. Обеспечить научно-методическое, организационно-методическое и информационное сопровождение модели Республиканского центра спортивной профориентации для массового использования инноваций в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  3. Выявить основные факторы и причины, влияющие на низкое качество спортивной профориентации среди учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
  4.  Осуществить отбор и внедрение эффективных форм, методов и технологий для обеспечения индивидуализации процесса проведения спортивной профориентации с учащимися.
  5. Осуществить мониторинг качества знаний учащихся по спортивной профориентации с учетом их уровней обучения.
  6. Внедрить модель Республиканского центра спортивной профориентации в практику работы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
  7. Внедрить в практику работы учреждений образования биометрическое тестирование с целью выдачи рекомендаций законным представителям детей о их врожденных способностях к различным видам спорта и профессиональной деятельности.
  8. Создать условия для дальнейшего развития профессиональных компетенций педагогов и выхода их на новый качественный уровень педагогического мастерства по спортивной профориентации.
  9. Обобщить сформировавшийся опыт инновационной деятельности и распространить его в рамках учреждений образования Республики Беларусь.
  10. Разработать и внедрить практические рекомендации для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Методы исследования

  1. Анализ и обобщение специальной литературы и документов.
  2. Анализ и обобщение передового опыта работы.
  3. Структурно-функциональный анализ.
  4. Метод экспертных оценок.
  5. Ретроспективный анализ.
  6. Педагогические методы исследования:

- педагогические наблюдения;

- психолого-педагогические тестирования;

- социально-педагогический эксперимент;

7. Биометрическое тестирование.

8. Анкетирование.

9. Математические методы исследования.

Сущность инновационной идеи

Внедрение компетентностно ориентированной модели Республиканского центра спортивной профориентации в практику работы учебных заведений Республики Беларусь позволит в дальнейшем совершенствовать систему непрерывной спортивной профориентации,  способствовать использованию эффективных методик, форм и технологий в едином образовательном пространстве, отвечать основным положениям Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, а также способствовать повышению уровня удовлетворенности старшеклассников организацией данной работы, ее психолого-педагогическим сопровождением в целях развития дальнейшего потенциала учащихся, их социализации и самореализации.

Обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований

         Актуальность

         Сегодня среди крупных социально-экономических и правовых проблем, требующих нового осмысления и практического решения, находятся вопросы профессиональной ориентации, в том числе и спортивной.

         Нужно признать, что от экономии финансовых средств на профориентационной работе в стране много потеряно и это реалии сегодняшнего дня.

         Некоторые объективные показатели эффективности профориентации в развитых странах позволяют утверждать, что хорошо организованная и проведенная профориентационная работа позволяет сократить сроки и стоимость профобучения в 2,5 раза, повысить производительность труда на 20-30%.

         В Республике Беларусь в настоящее время осуществляется деятельность по перестройке и активизации профориентационной работы. Чего нельзя сказать, к сожалению, о спортивной профориентации.

В законодательстве закладываются организационно-правовые основы профориентации (Закон о занятости, Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь и др.).

Вместе с тем, проблеме учебно-профессиональной ориентации, в том числе и спортивной, которая осуществляется во время самого ответственного периода становления личности (в общеобразовательной школе) внимание уделяется еще недостаточно.

   До начала XXI века в педагогической науке активно разрабатывались многие аспекты проблем профессиональной ориентации. Так, достаточно хорошо были изучены вопросы профессионального самоопределения молодежи (Г.В. Абросимова, С.С. Гриншпун, А.Я. Журкина, Н.Э. Касаткина, Т.В. кудрявцев, А.Н. Новиков, Н.С. Пряжников и другие), исследованы личность человека и ее развитие в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Галагузова, О.С. Гребенюк, А.В. Губин, М.С. Гуткин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие), неплохо изучены психологические аспекты самопознания личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.М. Гуревич, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн, П.А. Шавир, В.Д. Шадриков, Е.В. Шорохова и другие).

В то же время, на наш взгляд, не в полной мере были изучены вопросы трудовой подготовки и политехнического образования личности, как основы самоопределения (П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, С.Я. Батышев, Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, А.А. Васильев, Н.И. Загузов, Ф.И. Иващенко, С.Е. Матушкин и другие), не достаточно было исследований по вопросам ориентации молодежи в мире ценностей (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, Т.А. Носова, А.П. Преснов), слабо и не в полном объеме были рассмотрены проблемы педагогических технологий образования учащейся молодежи, которые изложены в трудах (Е.П. Белозерцев, А.С. Белкин, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.А. Власов, А.М. Кузьмин, И.В. Кузнецова, Е.А. Климов, Л.М. Кустов, Р.А. Литвак, Л.Б. Соколова, Н.Н. Тулькибаева, И.С. Якимская и других).

        

На сегодняшний день очень востребованы идеи организации системы профориентации в условиях рынка труда, воспитания конкурентноспособной личности, которые обоснованы в работах отечественных и зарубежных авторов (В. Адаме, С. Векслер, М. Вудкок, Н. Гисберс, Д. Фрэнсис, Э. Фромм,          С. Фукуяма, Я. Шрихер, Ф. Штройтер, Л.Якокка и др.).

Однако можно с уверенностью утверждать, что теоретические и практические основы профессиональной ориентации молодежи Республики Беларусь в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях разработаны еще не достаточно. Особенно это ярко выражено и наглядно в области спортивной профориентации.

Исходя из вышеуказанного вполне очевидно, что данный проект является актуальным и весьма значимым для решения проблем системы образования Республики Беларусь.

Коллектив Государственного учреждения образования «Мазоловская средняя школа Витебского района» обладает инновационной готовностью. Начиная с 2012 года, на протяжении пяти лет учреждение образования становится победителем районного конкурса «Школа года» в номинации «Физкультурно-оздоровительная работа». За этот период 13 учащихся школы стали лауреатами районной премии «Ученик года» в спортивной номинации. На областной спартакиаде школьников команда Витебского района на 60 – 90 % состоит из учащихся Мазоловской средней школы Витебского района и ежегодно занимает призовые места, в 2015/2016 учебном году стала абсолютным победителем соревнований.   Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призёрами областных соревнований по лёгкой атлетике в разных видах: прыжки в высоту, бег с барьерами, дистанции на 800м, 1000м, 2000м, 3000м. 4 учащихся стали призёрами заключительного этапа областных соревнований «Олимпийские надежды».

За последние 5 лет 14 учащихся стали участниками и призёрами республиканского этапа соревнований на призы президентского спортивного клуба «Снежный снайпер». В 2013 году учащаяся Маслакова А. стала чемпионкой Республики по биатлону и стрельбе. 12 учащихся приняли участие в заключительном (республиканском) этапе соревнований по летнему и зимнему многоборью «Защитник Отечества». Трое – Степанов А., Серебренников А., Рамченко М. – неоднократно занимали 1-ое, 2-ое и 3-ье места в командном зачёте. 9 учащихся становились призёрами и победителями  в командном зачёте на республиканском этапе соревнований по летнему и зимнему многоборью «Здоровье». 3 учащихся стали участниками финала республиканского проекта «300 талантов для Королевы».

Демонстрируя высокие спортивные достижения, с 2012 года 9 учащихся получили I разряд по лыжным гонкам и лёгкой атлетике, 6 были зачислены в школу Олимпийского резерва. Трое выпускников закончили факультет физического воспитания и спорта Витебского университета имени П.М.Машерова.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан

инновационный проект

В ходе подготовки и осуществления данного инновационного проекта нами использовались известные и апробированные концептуальные основы смешанного обучения (Е.В. Бутенкова, JI.B. Десятова, М.Г. Евдокимова, Ю.И. Капустин, Л.В.Луцевич, О.В. Львова, М.Н. Мохова, А.Л. Назаренко, М.А. Татаринова, C.B. Титова, В.А.Фандей, I.E. Allen, В. Barrett, J. Bersin, С. J. Bonk, Di Clark, R., С. Dziuban, R. Garrett, S. Kmnar, A. Picciano, P. Sharma, P. Shea,     A. Siddiqi, M. Tammelin, P. Valiathan и др.).

Мы постарались с максимальной пользой использовать идеи компетентностного подхода в организации образовательного процесса и профессионального образования (В.А. Болотов, О.Л.Жук, Н.И.Запрудский, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Л.В.Луцевич, A.M. Павлова, Н.Ю. Посталюк, Э.Э.Сыманюк, А.В.Хуторской и др.), общие и особенные свойства инновационной образовательной деятельности (Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Никандрова, Т.А.Новиковой, Н.А.Селезневой, В.А.Сластенина, Ю.Г.Татура и других учёных).

Нами взяты на вооружение проблематики новаций в сфере образования, которые отражены в трудах ученых (М.С.Бургина, М.В.Кларина, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, А.И.Пригожина, О.Г.Хомерики, Т.И.Шамовой, Н.Р.Юсуфбековой и др.), а также концепции цивилизационного развития профессий в период нового времени (Перкин Г.).

         На наш взгляд, весьма значимы для внедрения нашей модели РЦСП разработанные научные материалы концепции персонализации А.Г.Солониной, А.В.Петровского, В.А.Петровского, ИГ.Дубова, В.В.Рубцова, а также психолого-педагогические основы развития человека в учебной, профориентационной и профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Гримоть, А.Е.Голомшток, А.А.Деркач, Ф.И.Иващенко, Е.Игнатович, И.И.Казимирская, Е.Касьяник, Т.С Ковалевич., Н.В.Кузьмина, Л.В.Луцевич, Е.Н.Прощицкая, Н.К.Степаненков, А.А.Реан, Черникова Т.В., С.Н.Чистякова и другие).

         Не могли мы обойти в своей практике и разработанную концепцию поуровневого социального развития личности (Д.И.Фельдштейн).

         Наибольшую заинтересованность у нас вызвали исследования, раскрывающие содержание профессиональной пригодности и профессиональной компетентности (К.К.Платонов, А.Т.Ростунов, В.Л.Марищук, А.К.Маркова и другие).

         Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки становления системы допрофильного и профильного обучения в образовании, многие проблемы в отечественной теории и практике остаются недостаточно разработанными, особенно в спортивной профориентации.

Значимость обозначенных проблем и их недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели Республиканского центра спортивной

профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования».

Подтверждение результатов педагогической эффективности и

социально-экономической значимости, апробированных в ходе

экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований

Предлагаемый инновационный проект опирается на международный опыт и результаты отечественных ученых исследований по данной проблематике.

          Сегодня произошли существенные преобразования в социально-экономической и культурной жизни Республики Беларусь. В условиях рыночной экономики специалисты отрасли "Физическая культура и спорт" сталкиваются с проблемами конкурентоспособности и адаптации к условиям профессиональной деятельности.

Как показывает практика, для решения этой проблемы от специалиста требуется не только высокий профессионализм, но и много различных смежных навыков, большой набор хорошо развитых дополнительных способностей, разностороннее развитие.

Поэтому одним из важнейших требований рыночной экономики в спортивной профориентации, в подготовке и повышении квалификации специалистов области физкультуры и спорта является реализация компетентностного подхода.

В психолого-педагогической литературе понятие "профессиональная компетентность" используется довольно широко. По мнению А.К. Марковой, В.А. Сластенина, профессиональная компетентность - это cложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины.

Знания у человека образуются только в результате его познавательной деятельности. Одним из главных показателей познавательной деятельности учащихся является степень их активности, т.е. активности их жизненной позиции. Вопрос воспитания активной жизненной позиции в области физической культуры и спорта тесно связан с проблемой приобретения знаний о различных спортивных профессиях.

Рассуждения об изменении роли профориентационной работы в наши дни отображены и в концептуальных положениях Н.С.Пряжникова, который связывает ее с компетенциями уже на школьной скамье. То есть, школа должна давать ученикам такие компетенции, с которыми они будут конкурентоспособными и адаптированными к будущим вызовам на десятилетия вперед.

В условиях сегодняшнего дня, усиливается необходимость подготовки каждого ученика как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному и адекватному выбору профессии и построению своей будущей карьеры. Решение этой проблемы становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы в целом, но и созданием и развитием спортивной профориентации.

Этого можно достичь при перемещении акцентов в профориентационной работе от рекомендательных вариантов помощи к активизации самих школьников и формировании у них осознанного выбора профессии, в том числе и спортивной.

 Современное общество невозможно представить без огромных потоков информации, которые с помощью компьютерных технологий активно внедряются в нашу жизнь. Это значительно изменило нашу динамику социальных процессов, профессиональной и образовательной деятельности, характер человеческого общения, процессы формирования личности, формы и способы познания и преобразования мира.

Современный этап общественного развития – это период смещения акцентов в системе ценностей и норм социального поведения. Надо понимать, что слово «информация» сегодня подразумевает включенность человека в коммуникации, а не обладание ресурсом знания. На сегодняшний день наиболее информированным человеком является не тот, кто больше «знает», а тот, кто активно участвует в большем числе коммуникаций.

Российская и европейская практика в современных условиях показывает, что эффективное решение проблем подготовки учащихся к профессиональному самоопределению опирается на внедрение гибких, доступных моделей смешанного обучения.

Расширение возможностей интернета, мобильных телефонов, планшетов, наличия смартфонов у обучающихся и подключения их к продвинутым провайдерам создают предпосылки для внедрения моделей смешанного обучения в организацию спортивной профориентации и в нашу национальную систему образования.

Это позволит на практике стимулировать развитие компетенций новаторства и предприимчивости, коммуникативных и эмоциональных компетенций, визуальных и виртуальных компетенций, организаторских и экономических компетенций, сотрудничеству в группах, содействовать развитию способностей к критическому мышлению, конструктивным коммуникациям как важнейших условий конкурентоспособности и виртуальной мобильности личности.

Поэтому целевой аспект компетентностно-ориентированной модели Республиканского центра спортивной профориентации направлен на создание условий для развития виртуальной мобильности личности, ее конкурентоспособности и профессионально важных компетенций, востребованных многочисленными работодателями в нашей стране.

Отсутствие опыта организации спортивной профориентационной работы с учащимися в Республике Беларусь, как компонента образования в учебных заведениях, делает актуальным внедрение разработанного инновационного проекта на тему «Внедрение модели Республиканского центра спортивной профориентации для создания единого образовательного пространства в учреждениях образования».

Данный проект, опирающийся на опыт экспериментальной деятельности учреждений образования и результаты профориентационной работы в условиях перехода Республики Беларусь к профильному обучению, направлен на освоение и реализацию моделей смешанного обучения как на уроках, так и на факультативных занятиях  спортивной профориентационной направленности.

Сегодня остро встаёт вопрос профессионального самоопределения учащихся, решение которого возможно при условии использования эффективных форм, методов и технологий, особенно в ходе допрофильной подготовки и профильного обучения.

Для реализации персонализированного обучения наиболее эффективный средой являются факультативные занятия, на которых учащиеся получают информационную поддержку в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.

Описание структуры и содержания внедряемой модели

(технологии, методики, системы)

Во-первых, содержание внедряемой модели опирается на принцип преемственности, как основополагающий принцип в реализации личностно ориентированного и компетентностного подходов, так и соблюдающий традиции и реализованные уже на практике инновации в организации профориентационной работы.

         Важно подчеркнуть, что материалы отечественных ученых, имеющиеся в широком доступе для специалистов, также учтены в нашем инновационном проекте:

         методические рекомендации «Модель формирования ключевых компетенций личности в образовательном процессе учреждения внешкольного воспитания и обучения под ред. науч. консультанта инновац. проекта Беляевой Н.М., (Мн., 2011);

методические рекомендации «Модель воспитания социальной активности школьников через организацию волонтерского движения» под ред. науч. консультанта инновац. проекта Савостёнка П.Н., (Мн,, 2012);

методические рекомендации «Модель личностного развития ребенка в условиях преемственности дошкольного учреждения и школы» под ред. науч. консультанта инновац. проекта Никашиной Г.А., (Мн., 2012);

методические рекомендации «Модель формирования индивидуальной учебной деятельности учащихся 1—6-х классов» под ред. канд. пед. наук, доцента Панова С.В., (Мн., 2012).

Кроме того, следует назвать материалы проведенной республиканской научно-методической конференции по профориентации на базе АПО в 2011г., а также Республиканские инновационные проекты:

внедрение компетентностно ориентированой модели управления полипрофориентационной работой (2009-2012гг.) под научным консультированием  Луцевич Л.В., Лях В.В. и Тарасюк О.А.

внедрение модели системно-модульного обеспечения профориентационного компонента современной образовательной среды (2012-2014), под научным консультированием  Луцевич Л.В. и другие матриалы.

Во-вторых, учитывая имеющиеся предыдущие наработки и рекомендации отечественных ученых, мы дополнили и видоизменили некоторые реализованные ранее модели и контуры карты взросления личности ребенка с ее набором практик и предложенными вариантами портфолио профессионально-личностного развития, а также первым он-лайн пособием для старшеклассников «Путь к профессии».

В-третьих, мы используем наработанный и опубликованный уже нами опыт исследовательской работы по применению биометрических технологий в области спортивной профориентации с учащимися различного возраста, пола и спортивной квалификации. Кроме того, мы используем наш опыт изучения совместимости учащихся ДЮСШ (СДЮШОР) и их личного тренера.

Результатом модернизации стали:

- структурный  компонент компетентностно ориентированной модели  профориентационной работы;

- тематико-распределительный компонент;

- содержательный компонент. 

В качестве ведущих методик в реализации инновационного проекта будут использованы методики смешанного обучения и динамического класса.

Основными системами в реализации проекта определены целостные системы процессов взросления личности и профессионального самоопределения старшеклассников.

Описанные выше научные теории и разработки, на основе которых создан инновационный проект, будут реализованы, в основном:

посредством проведения факультативов и биометрических технологий;

визуализации представления информации о спортивных профессиях;

ведения электронных портфолио профессионально личностного развития учащихся, один из разделов -  по спортивной профориентации;

персонализации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников;

дистанционной поддержки спортивной профориентации.

Ожидаемые результаты:

Внедрение модели РЦСПО:

будет отвечать основным положениям Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь;

определить основные факторы и причины, влияющие на низкое качество спортивной профориентации среди учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;

способствовать использованию наиболее эффективных методик, форм и технологий в едином образовательном пространстве;

позволит совершенствовать систему непрерывной спортивной профориентации;  

повысит уровень и качество знаний учащихся общеобразовательных учреждений в области спортивной профориентации независимо от уровня их обучения;

повысит количество учащихся направленных в конкретные спортивные секции ДЮСШ (СДЮШОР) в зависимости от их врожденных способностей к определенным видам спорта;

будет способствовать повышению уровня удовлетворенности учащихся всех уровней обучения профориентационной работой в целом и спортивной – в частности;

окажет более сильное влияние психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в целях дальнейшего развития потенциала учеников, их социализации и самореализации;

повысит уровень профессиональных компетенций педагогов для выхода их на новый качественный уровень педагогического мастерства в области спортивной профориентации;

окажет содействие в обобщении и распространении инновационной деятельности по спортивной профориентации в рамках учреждений образования Республики Беларусь.  

Модель внедрения Республиканского центра спортивной профориентации (РЦСПО) в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования

Последовательность введения модели РЦСПО в учреждения образования и этапы ее реализации прописаны в программе, которая дана в виде таблицы 1.

Таблица 1. Программа инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского центра спортивной профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования»

на период с 01.09.2017 по 01.06.2020

Наименование задания,

этапы его выполнения

Срок

выполнения (квартал, год)

Результат

выполнения этапа

(вид продукции)

Количество

Внедрение модели Республиканского центра спортивной профориентации как компонента единого образовательного пространства в учреждениях образования

3 кв. 2017-

2 кв. 2020

1. Выявить основные факторы и причины, влияющие на низкое качество спортивной профориентации среди учащихся образовательных учреждений Республики Беларусь

База данных литературы

Программа исследования

Календарный план

Аналитическая записка

Анкета

Протоколы обследований

Таблицы

Заключение по результатам обследо-ваний

81

1

1

1

1

22

3

1

1.1.Изучение нормативно правового обеспечения инновационной деятельности. Разработка Программы и Календарного плана инновационного проекта. Направление проекта на предварительное рассмотрение консультанту. Подача проекта в районное управление образования

1 кв. 2017

База данных литературы

Программа исследования

Календарный план

25

1

1

1.2.Изучить, обобщить и проанализировать теоретико-методологические основы профориентационной работы в РБ

2-3 кв.2017

База данных литературы

Аналитическая записка

14

1

1.3.Определить общие и специфи-ческие особенности спортивной профориентации

2-3 кв.2017

База данных литературы

Аналитическая записка

9

1

1.4. Выявить основные факторы и причины, влияющие на низкое качество спортивной профориентации среди учащихся образова-тельных учреждений РБ

3 кв. 2017

Анкета

Протоколы обследований

Таблицы

Заключения по результатам обследо-ваний

1

22

3

1

1.5. Осуществить отбор и внедрение эффективных форм, методов и технологий для обеспечения индивидуализации процесса спортивной профориентации с учащимися

3 кв. 2017

Перечень методов и технологий

1

2. Внедрить модель Республиканского центра спортивной профориентации

4 кв.2017,

4 кв.2018,

4 кв.2019

Модель Республиканского центра спортивной профориентации

Практические рекомендации родителям учащихся младших, средних и старших классов

1

по количеству

участников

2.1. Разработать модель виртуального Республиканского центра спортивной профориентации и внедрить его в практику работы образовательного процесса учащихся

3 кв. 2017

Модель Республиканского центра спортивной профориентации

Практические рекомендации родителям учащихся младших, средних и старших классов

1

по количеству

участников

2.2. Внедрить в практику работы общеобразовательных школ биометрическое тестирование учащихся с выдачей рекомендаций их законным представителям об уровне врожденных способностей детей к различным видам спорта и видам деятельности

3-4 кв.2017, 3-4 кв.2018,

3-4 кв.2019

Практические рекомендации законным представителям учащихся младших, средних и старших классов к различным видам спорта и видам деятельности

по количеству участников

3. Определить качество знаний учащихся по спортивной профориентации с учетом уровней их обучения

2 кв. 2018,

2 кв.2019,

2 кв.2020

Опросники

Практические рекомендации

3

по количеству

участников

3.1. Определить качество знаний учащихся по спортивной профориентации с учетом уровней их обучения

2 кв. 2018,

2 кв.2019,

2 кв.2020

Опросники

3

3.2. На основании биометричес-кого тестирования выдача законным представителям учащихся рекомендации по их врожденным способностям к различным видам спорта и деятельности

1-2 кв. 2018

1-2 кв. 2019

1-2 кв. 2020

Практические рекомендации

по количеству участников

4.Разработать и внедрить практические рекомендации для педагогов общеобразовательных учреждений

2 кв. 2020

Практические рекомендации для педагогов

1

5. Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта»

2 кв. 2020

Справка

1

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                        Директор Мазоловской средней

школы Витебского района

                                                        ___________Зубович С.А.

                                                        ___.03.2017

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

инновационной деятельности на 2017/2018 учебный год

№№

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Форма представления результатов

1.

Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности

Январь-

февраль

Руководитель проекта

Нормативно-правовые документы

2.

Проблемно-ориентированный анализ состояния процесса спортивной профориентации и его результатов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования

Февраль-

март

Заместитель директора по УР

Аналитическая

записка

3.

Разработка Программы инновационного проекта

Март

Руководитель проекта

Программа

4.

Разработка календарного плана реализации инновационного проекта

Март

Руководитель УО

Календарный план

5.

Направление проекта на предварительное рассмотрение консультанту

До 10 марта

Руководитель УО

Согласование

6.

Подача проекта в районное управление образования

До 15 марта

Руководитель УО

Согласование

7.

Исправления замечаний, дополнения, изменения от консультанта проекта

До 5 мая

Руководитель проекта

Согласование

8.

Заседание педагогического совета «Реализация инновационного проекта – включение в практико-исследовательскую деятельность»

Август

Руководитель УО

Выписка из протокола

9.

Издание Приказа об организации инновационной деятельности

Август

Руководитель УО

Приказ

10.

Утверждение программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта

Август

Руководитель УО

Программа

11.

Проведение родительского собрания с целью информирования о целях и задачах проекта в текущем учебном году

Сентябрь 

Руководитель проекта,

Руководитель

УО

Практические рекомендации, протокол

12.

Размещение материалов инновационной деятельности на сайте школы

Август-сентябрь

Руководитель УО

Материалы на сайте

13.

Изучение материалов периодической печати, материалов сети Интернет, тематической литературы. Создание аннотированного списка литературы по инновационной деятельности

Сентябрь

Руководитель проекта

Аннотированный

список литературы

14.

Инструктивно-методическое совещание по изучению нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность. Разработка локальных нормативных документов

Сентябрь

Руководитель УО

Информация

15.

Инструктивно-методическое совещание «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности: дневников педагогического исследования

Сентябрь

Руководитель проекта,

Руководитель УО

Презентация

документов

16.

Диагностика исследовательских умений и инновационной компетентности всех участников проекта

Сентябрь

Руководитель проекта

Результаты

диагностики

17.

Анализ состояния готовности педагогов учреждения образования к реализации инновационного проекта

Сентябрь

Руководитель УО

Результаты

анкетирования

18.

Анализ уровня мотивации педагогов на реализацию инновационного проекта

Сентябрь

Заместитель директора по УР

Таблица, результаты диагностики

19.

Пополнение (расширение) понятийного аппарата терминов и определений, используемых в ходе реализации инновационного проекта

Сентябрь

Руководитель проекта

Список понятийных терминов

20.

Консультации педагогов по ведению документации и содержанию  инновационной деятельности

Сентябрь-май

Заместитель директора по УР

Рекомендации

21.

Диагностика уровня здоровья учащихся

Сентябрь

Руководитель УО

Таблицы

22.

Включение дополнительных материально-технических ресурсов для обеспечения реализации процесса инновационной деятельности

Сентябрь-декабрь

Руководитель проекта, руководитель УО

Материально-технические ресурсы

23.

Разработка плана-графика повышения квалификации педагогов, реализующих инновационный проект

Сентябрь

Руководитель УО

План-график

24.

Подготовка электронного ресурса «В помощь педагогу, реализующему инновационный проект»

Сентябрь-октябрь

Руководители

Электронный сборник

25.

Организация мониторинга по теме инновации, подбор и разработка анкет, тестов, опросников и т.п.

Сентябрь- ноябрь

Руководитель проекта

Таблицы, анкеты,

тесты, методики и т.п.

26.

Диагностика ключевых компетенций педагогов учреждения образования

Октябрь

Руководитель УО

Таблицы, результаты диагностики

27.

Диагностика ключевых компетенций учащихся учреждения образования для спортивной ориентации

Октябрь

Руководитель УО, учителя

Таблицы, результаты диагностики

28.

Изучение уровня воспитанности учащихся

Октябрь

Педагог-психолог

Результаты

диагностики

29.

Организация исследовательской деятельности учащихся по вопросам инновационного проекта

Октябрь

Руководитель проекта,

учителя

Исследовательские

работы

30.

Заседание педагогического совета «Развитие профессиональных компетенций как условие эффективного выполнения инновационного проекта»

Октябрь

Руководитель УО,

Руководитель проекта

Выписка из протокола

31.

Диагностика качества знаний учащихся

По итогам четверти в течение учебного года

Руководитель УО,

учителя

Сводные таблицы

32.

Корректировка программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности

Октябрь-

ноябрь

Зам. директора по УР,

учителя

Программа

33.

Корректировка календарного плана инновационной деятельности

Октябрь-

ноябрь

Руководитель проекта,

консультант

Календарный план

34.

Создание виртуального научно-практического консультационно-диагностического Республиканского центра спортивной профориентации (РЦСПО) для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования

Ноябрь

Руководитель проекта,

Руководитель УО

Положение

РЦСПО

35.

Организация работы по ведению учащимися портфолио достижений или тематического портфолио

Ноябрь

Зам. директора по УР,

учителя

Портфолио

36.

Конкурс портфолио учащихся «Лидер спортивной профориентации нашего класса»

Ноябрь

Зам. директора по УР,

учителя

Положение

 о конкурсе

37.

Академия мастерства «Исследовательская культура учителя»

Ноябрь

Зам. директора по УР, руководитель проекта

Рекомендации

педагогам

38.

Пополнение электронных портфолио педагогов

Ноябрь

Зам. директора по УР

Портфолио

39.

Заседание педагогического совета «Система педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса как стратегия повышения качества спортивного образовательного пространства»

Декабрь

Руководитель УО,

Руководитель проекта

Выписка из протокола

40.

Академия мастерства «Исследовательская культура учителя»

Декабрь

Зам. директора по УР, Руководитель проекта

Сборник исследовательских работ учащихся

41.

Совещание «Промежуточные итоги инновационной деятельности»

Январь

Руководитель УО,

Руководитель проекта

Протокол совещания

42.

Академия мастерства «Исследовательская культура учителя»

Февраль

Зам. директора по УР, руководитель проекта

Сборник исследовательских работ

педагогов

43.

Оформление отчетов инновационной деятельности за 2017/2018 учебный год, систематизация материалов

Февраль-март

Руководитель проекта,

Руководитель УО

Материалы отчета

44.

Заседание педагогического совета «Взаимодействие школы и социума по созданию условий для развития спортивно-профориентационных компетенций учащихся»

Март

Руководитель УО,

Руководитель проекта

Выписка из протокола

45.

Методическая неделя «Панорама инновационного опыта: действия, проблемы, перспективы»

Март

Руководитель УО

Выставка методических материалов

46.

Диагностика ключевых компетенций педагогов учреждения образования

Апрель

Руководитель УО,

Руководитель проекта

Таблицы, результаты диагностики

47.

Диагностика ключевых компетенций учащихся учреждения образования для спортивной ориентации

Апрель

Зам. директора по УР,

учителя

Таблицы, результаты диагностики  

48.

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах  реализации инновационного проекта»

Апрель

Руководитель проекта,

Руководитель УО

Справка

49.

Информирование законных представителей о результатах инновационной деятельности

Май

Руководитель УО,

Руководитель проекта

Информация на школьном сайте

50.

Анализ реализации инновационного проекта, разработка практических рекомендаций для педагогов

Май

Заместитель директора по УР

Практические

рекомендации

51.

Участие в проекте «300 талантов для Королевы»

В течение учебного года

Руководитель УО, учителя

Выписка из протокола

52.

Организация и проведение Школьной спартакиады

В течение учебного года

Руководитель УО, учителя

Выписка из протокола

53.

Участие в районной, областной и республиканской спартакиадах школьников

В течение учебного года

Руководитель УО, учителя

Выписка из протокола

54.

Участие в первенстве УСУ «ГДЮСШ Витебского района» и детско-юношеских спортивных школ Витебской области по лёгкой атлетике

В течение учебного года

Руководитель УО, учителя

Выписка из протокола

55.

Легкоатлетический пробег, посвящённый Дню Победы

9 мая

Руководитель УО, учителя

Выписка из протокола

56.

Участие в соревнованиях по летнему и зимнему многоборьям «Защитник Отечества», «Здоровье»

В течение учебного года

Руководитель УО, учителя

Выписка из протокола

57.

Участие в соревнованиях на призы президентского спортивного клуба «Снежный снайпер»

В течение учебного года

Руководитель УО, учителя

Выписка из протокола

58.

Корректировка программы реализации проекта и составление плана реализации на 2018/2019 учебный год

Май

Руководитель проекта,

Консультант

Программа и план

реализации

Заместитель директора по учебной работе                        И.Н.Выходцева

 

Мониторинг процесса и результатов инновационной деятельности

Таблица 2. Критерии эффективности инновационной деятельности

Критерии

Показатели

1.Мотивация учебной деятельности

1. Структура мотивов учебной деятельности

2. Динамика познавательных интересов

2. Ключевые компетенции учащихся по спортивной ориентации

1. Динамика ключевых компетенций учащихся учреждения образования по спортивной профориентации

3. Состояние здоровья

1. Группы здоровья

4. Общеучебные умения учащихся

1. Учебно-организационные умения

2. Учебно-интеллектуальные умения

3. Учебно-информационные умения

4. Учебно-коммуникационные умения

5. Личностное развитие учащихся

1. Самооценка

2. Познавательная активность

3. Волевые процессы

4. Логическое мышление

5. Творческое мышление

6. Воспитанность учащихся

1. Трудолюбие

2. Коллективизм

3. Самостоятельность

4. Организованность

5. Дисциплинированность

6. Инициативность

7. Физкультурная активность учащихся

1. Динамика количества времени отводимого учащимися на физкультурно-спортивные мероприятия

8. Учебные достижения по предмету «Физическая культура и здоровье»

1. Уровень обученности учащихся по учебному предмету «ФКиЗ»

9. Ключевые компетенции педагогов по спортивной ориентации

1. Динамика ключевых компетенций педагогов учреждения образования по спортивной профориентации

10. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса нововведением, качеством образования в условиях эксперимента

1. Отношение администрации учреждения образования к нововведению

2. Отношение педагогов учреждения образования к нововведению

3. Отношение учащихся начальных классов к нововведению

4.  Отношение учащихся средних классов к нововведению

5. Отношение учащихся старших классов к нововведению

6.Отношение родителей к нововведению

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Занимаемая должность

ФИО

Директор учреждения образования

Зубович Сергей Александрович

Заместитель директора по учебной работе

Выходцева Ирина Николаевна

Педагог-психолог

Казинец Наталья Алексеевна

Социальный педагог

Малиновский Алексей Александрович

Учитель физической культуры и здоровья

Бугаёва Анна Николаевна

Марченко Иван Иванович

         В ходе реализации инновационного проекта дополнительно будут принимать участие: заместитель директора по воспитательной работе (организация воспитательного процесса), учителя начальных классов и классные руководители средних и старших классов, библиотекарь.

         Для повышения эффективности инновационной деятельности будет организована работа творческих групп учителей начальных классов; повышение квалификации педагогических кадров, взаимодействие со специалистами методических служб и научными работниками учреждений образования: Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», учебно-спортивное учреждение «Государственная детско-юношеская спортивная школа Витебского района», Витебское областное управление спорта и туризма, Витебский областной центр физического  воспитания и спорта учащихся и студентов.

         Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего инновационную деятельность, соответствует существующим нормативам.

         Для успешной реализации инновационного проекта будет осуществляться пополнение библиотечного фонда, обеспечено обновление компьютерных программ, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет).

                             

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам инновационного проекта за счет средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на осуществление инновационной деятельности.

Предполагается привлечение благотворительной и спонсорской              помощи, средств внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения     литературы, обучающих компьютерных программ, командировочных расходов, подготовку методических рекомендаций и дидактических материалов и иных мероприятий, связанных с реализацией задач инновации.

Дополнительное бюджетное финансирование не требуется.

         Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

         Включение в учебный процесс специально отобранных дидактических материалов позволит успешнее решать задачи спортивной профориентации в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, повысить их мотивацию и включить в активную познавательную деятельность.

         Использование биометрического тестирования позволит дополнить традиционные методики выявления способностей, интересов и потребностей детей с целью их профориентации, в т.ч. и спортивной.

         Внедрение результатов исследования в практику работы образовательных учреждений может быть осуществлено через публикации в педагогической печати и интернет-ресурсах, в научных сборниках и материалах конференций, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников.

Приложение 1

Основные направления спортивной профориентации в учреждениях

общего среднего образования:

         - реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам;

         - формирование у обучающихся позитивного отношения к спортивным профессиям и желания ее получить;

         - организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;

         - взаимодействие с организациями и учебными заведениями различного уровня отрасли «Физическая культура и спорт»;

         - установление и реализация взаимосвязи учебного предмета с профессиональной средой;

         - комплексная спортивная профориентационная поддержка взросления обучающихся;

         - использование современных информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. проведение on-line консультаций, конференций;

         - проведение мероприятий спортивной профориентации во внеучебное время;

         - спортивная профориентационная работа с законными представителями обучающихся;

         - оформление в учреждениях общего среднего образования (уголка) стенда спортивной профориентации.

         Необходимым условием в спортивной профориентационной работе является сотрудничество учреждений общего среднего образования с профильными учреждениями среднего специального и высшего образования, региональными органами по труду, занятости и социальной защите.

Приложение 2

Спортивная профориентация учащихся общеобразовательных

учреждений на разных ступенях обучения

         Спортивная профориентационная работа на I ступени общего среднего образования обладает определенной спецификой, которая связана как с онтогенетическими особенностями развития ребенка, характерными для данного возраста, так и с формами психолого-педагогических воздействий, доступными для восприятия и усвоения обучающимися в начальных классах.

         На I ступени общего среднего образования у обучающихся:

- формируется положительное отношение к труду;

-  раскрывается важность и необходимость труда для общества;

- формируется потребность быть полезным обществу и людям, элементарные представления о многообразии профессий, в т.ч. и в области физической культуры и спорта;

- роль физической культуры в жизни человека и общества;

- на основании биометрических технологий (по узорам рисунков пальцев) выявляются врожденные способности ребенка к различным видам спорта и выдаются практические рекомендации законным представителям обучающегося для направления в ДЮСШ и СДЮШОР по специализациям в соответствии с его способностями и талантом.

         На II cтупени общего среднего образования:

- раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути;

- обучающиеся знакомятся с различными видами спортивно-трудовой деятельности;

- на основании биометрических технологий выявляются врожденные способности ребенка к различным видам спорта и даются практические рекомендации законным представителям обучающегося для направления в учреждения дополнительного образования по специализациям в соответствии с его способностями и талантом;

- расширяется круг представлений о труде взрослых;

- формируется успешный опыт спортивной деятельности и на этой основе мотивы стремления к успеху.

         На III ступени общего среднего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения обучающихся являются:

- организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной (в т.ч. и спортивной) деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого;

- включение обучающихся в моделируемую будущую спортивную профессиональную деятельность;

- определение образовательных и спортивно-профессиональных интересов и мотивов;

- формирование обучающимися собственной жизненной позиции на этапе спортивно-профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;

- на основании биометрических технологий выявляются врожденные способности ребенка к различным видам деятельности и даются практические рекомендации законным представителям обучающихся для направления в профильные классы, учреждения среднего специального и высшего образования в соответствии с их врожденными и приобретенными способностями;

- формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами, построение учащимися личной спортивной профессиональной перспективы.

Приложение 3

Основные спортивные специальности:

  1. Тренер по виду спорта (52 олимпийских вида спорта и

46 неолимпийских видов в Республике Беларусь).

  1. Судья по виду спорта (-\-\-\-\-).
  2. Инструктор физической культуры.
  3. Менеджер по спорту.
  4. Спортивный психолог.
  5. Режиссер спортивно-массовых мероприятий.
  6. Спортивный массажист.
  7.  Инструктор по туризму.
  8.  Менеджер по туризму.
  9.  Спортивный переводчик.
  10.  Инструктор оздоровительной физической культуры (ОФК).
  11.  Инструктор адаптивной физической культуры (АФК).
  12.  Спортивный комментатор.
  13.  Спортивный журналист (радио, телевидение).
  14.  Спортивный социолог.
  15.  Спортивный исследователь (научный сотрудник).
  16.  Руководитель школьного коллектива физкультуры (КФК).
  17.  Физкультурный организатор (физорг).

Список литературы

  1. Абрамова Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности : Дис. …д-ра биол. наук : 03.00.14 : Москва, 2003 298 с.
  2. Амонашвили, Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента УД / Ш. А. Амонашвили // Вопр. психологии. — 1975. —
    № 4. — С. 77—86.
  3. Атаханов, Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Р. Атаханов; под науч. ред. В. В. Давыдова. — М.; Рига: [б. и.], 2002. — 208 с.
  4. Ауштоль, Т.М. Здоровьеформирующий потенциал содержания образования в начальной школе // Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности: материалы VII Международной научно–практической конференции: Минск, 17–18 дек. 2009 г. / под ред. кандидата педагогических наук доцента А.А.Глинского; ГУО «Академия последипломного образования». — Минск: АПО, 2009. – с. 37–40.
  5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский; сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  6.  Беларуская мова. 1 клас: сшытак заданняў / Н. А. Сайкоўская, 
    В.К.. Страпко. –– Мінск : Аверсэв, 2010. –– 96 с. : іл. –– (Рабочыя сшыткі).
  7. Беларуская мова. 1 клас: сшытак заданняў. Метадычныя рэкамендацыі для настаўнікаў / Н. А. Сайкоўская,  В. К. Страпко. –– Мінск : Аверсэв, 2010. — 33 с.
  8. Бегларян, С.Н. Адаптационный период при переходе с первой ступени общего среднего образования на вторую // Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности: материалы VII Международной научно–практической конференции: Минск, 17—18 дек. 2009 г. / под ред. кандидата педагогических наук доцента А.А.Глинского; ГУО «Академия последипломного образования». – Минск: АПО, 2009. – с. 68–72.
  9. Берцфаи, Л. В. Актуальные проблемы теории учебной деятельности / Л. В. Берцфаи // Теоретические проблемы развивающего образования: сб. ст. / Нац. ин-т образования; науч. ред. Т. М. Савельева. — Минск, 2002. —
    С. 147—151.
  10. Берцфаи, Л. В. Методика определения предпосылок и уровня сформированности учебной деятельности / Л. В. Берцфаи // Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования: сб. науч.-метод. ст. / Рос. акад. образования, Ин-т дошк. и семейн. воспитания; под ред. В. Т. Кудрявцева. — М., 2001. — С. 183—194.
  11. Воровщиков, С.Г. Компетентностный подход в образовании /С.Г.Воровщиков // Вопросы философии. – 2007. – №2, С. 27-32.
  12. Бузмаков В.А. Особенности дерматоглифических показателей и сердечно-сосудистой системы спортсменов циклических, ациклических и ситуационных видов спорта : Дис. … канд. биол. наук : 03.00.13 : Тюмень, 2004 182 с.
  13. Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: введ. в систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. — М.: А. И. Рассказовъ, 2004. — 304 с.
  14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982—1984. — Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. — 1983. — 368 с.
  15. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
  16. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психол. проблемы построения учеб. предметов / В. В. Давыдов. — 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 478 с.
  17. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996. — 542 с.
  18. Демина, Н. П. Первые результаты опытно-экспериментального обучения в 5-м классе по системе РО Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / Н. П. Демина, С. Д. Шакура // Экспериментальное обучение в Республике Беларусь / Нац. ин-т образования. — Минск, 2001. — С. 45—51.
  19. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности /
    А. К. Дусавицкий. — М.: Дом педагогики, 1996. — 204 с.
  20. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. — М.: Нар. образование, 2001. — 493 с.
  21. Жук, А. И. Деятельностный подход в повышении квалификации: актив. методы обучения / А. И. Жук, Н. Н. Кашель; Ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и специалистов образования. — Минск, 1994. — 96 с.
  22. Зак, А. З. Диагностика видов мышления у младших школьников: метод. рек. для учителей и практ. психологов / А. З. Зак. — М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. — 86 с.
  23. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
  24. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-2: пособие для учителей / Н. И. Запрудский. — Минск: Сэр-Вит, 2010. — 252 с.
  25. Зинченко, В. П. Готовность к мысли / В. П. Зинченко // Вопр. психологии. — 2005. — № 4. — С. 63—75.
  26. Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18—19 дек. 2008 г. / под ред. д-ра пед. наук Г. И. Николаенко ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2008. — 545 с.
  27. Кабуш, В. Т. Самоуправление и его роль в управлении / В. Т. Кабуш // Кл. рук. — 2003. — № 8. — С. 6—24.
  28. Киоши Амано. О перспективах внедрения теории В. В. Давыдова в японскую психологию и образовательную практику / Киоши Амано // Развивающее образование: сб.: в 2 т. / Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования; сост. и науч. ред.: В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцев, Л. В. Берцфаи. — М., 2002. — Т. 1: Диалог с В. В. Давыдовым. — С. 212—219.
  29. Кондаков А. М. «Образование 3.0. Большая перемена». URL: http://www.gosbook.ru/document/83119/83160/preview (дата обращения: 07.02.2017).
  30. Кошель, Н. Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования / Н. Н. Кошель // Адукацыя і выхаванне. — 2005. — № 9. — С. 8—15.
  31. Лазарев, В. С. К рефлексии психологической теории мышления / В. С. Лазарев // Вопр. психологии. — 2005. — № 4. — С. 41—51.
  32. Луцевич Л.В., Лях В.В., Тарасюк О.А. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной  работе со старшеклассниками /под ред. Л.В.Луцевич.-Минск, 2011.
  33. Луцевич, Л.В. Полипрофессиональная работа с учащимися в таблицах, схемах и рисунках /Л.В.Луцевич //Весн1к адукац11.-2010.-№8-С.70-80;№9-С.37-42.
  34. Луцевич, Л.В. Полипрофориентационная работа как инновационный приоритет в воспитательной работе со школьниками // Л.В.Луцевич/ / Праблемы выхавання.-2010.-№6.-С.15-19.
  35. Луцевич., Л.В. Второй век профориентации: тенденции и перспективы / Л.В.Луцевич/К1раване у адукацы1.-2010.-№10.-С.13-18.
  36. Мои успехи и достижения : рефлексивный дневник / под ред. С. Д. Шакуры. — Минск, 2001. — 68 с.
  37. Набор методик для работы учителя и психолога с показателями развития учащихся / сост. А. Б. Воронцов // Нач. шк. — 1999. — № 7. —
    С. 77—87.
  38. Никитина Т.М. Оценка двигательной одаренности с учетом особенностей пальцевой дерматоглифики спортсменов, специализирующихся в видах спорта, направленных на развитие выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей : Дис. …канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 1998 141 с.
  39. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2005. — 172 с.
  40. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е, дополненное. – М.: Издательство «Эгвес», 2011. – 152с.
  41. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / сост. С. Д. Шакура ; под ред. д-ра пед. наук Г. И. Николаенко. — Минск : АПО, 2010. ––224 с.
  42. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях: Научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов / под ред. Л.М.Митиной. – М.: Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010. – 296с.
  43. Основы педагогики: учебное пособие /А.И.Жук [и др.]; под общ.ред.А.И.Жука. – Минск: Аверсэв, 2003.
  44. Панов, С.В., Дидактические материалы по истории. 4 класс. Учебно-методическое пособие для учителей / С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко, К.И. Секацкая. — Мн.: Аверсэв, 2002. — 144 с.
  45. Перережко, И. Р. Проблемы преемственности в обучении при переходе учащихся из начальных классов в среднее звено // Проблемы преемственности в системе развивающего образования: теория и практика: Материалы 2 Международной научно–практической конференции. Минск,
    17—18 декабря 2004г./ Под редакцией П. Н. Савостенка; Акад. последиплом. образования. — Мн. 2004.
  46. Печенова О.В., Новый подход в работе над ошибками в начальных классах / Е.С. Тихончук, О.В. Печенова //Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в образовании /Научно-практическая конференция. Ч.1. – сост: М.А.Даниленко и др. – 118 с., Могилёв: УО «МГОИРО», 2011.
  47. Печенова, О.В. Урок по курсу «Человек и мир» в 1 классе по теме «Весенние изменения в природе (обобщающий урок)» — «Экология» / О.В. Печенова // Адукацыя i выхаванне. — 2011. — № 4.
  48. Пехота, Г. В. Результаты психологического исследования, проведенного в ходе экспериментальной работы по системе РО Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова: Материалы I Международной конференции «Развивающее образование: достижения, проблемы, перспективы», 29–30 мая 2003г.: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Е. В. Петушковой. – Мн.: Акад. последиплом. образования, 2003, с.95—102.
  49. Покачайло, Д.Ч. Инновационная деятельность педагогов в рамках реализации образовательного проекта // Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности: материалы VII Международной научно–практической конференции: Минск, 17–18 дек. 2009 г. / под ред. кандидата педагогических наук доцента А.А.Глинского; ГУО «Академия последипломного образования». – Минск: АПО, 2009. – с. 394–398.
  50. Полуянов, Ю. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности / Ю. А. Полуянов, Т. А. Матис // Психол. наука и образование. — 1996. — № 4. — С. 38—44.
  51. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Л. А. Головей
    [и др.]; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Речь, 2002. — 693 с.
  52. Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования: сб. науч.-метод. ст. / Рос. акад. образования; под ред.
    В. Т. Кудрявцева. — М.: ГНОМ и Д, 2001. — 264 с.
  53. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с.
  54. Репкин, В. В. О понятии учебной деятельности / В. В. Репкин // Вестн. Харьк. ун-та. Сер. Психология. — 1976. — № 132. — С. 3—10.
  55. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю нач. кл. / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. — Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  56. Репкина, Н. В. Сравнительный психологический анализ развития младших школьников, обучавшихся по разным программам /
    Н. В. Репкина // Вісн. Харк. ун-ту. Сер. Психологія. — 2000. — № 493. — С. 32—38.
  57. Савельева, Т.М. Теоретическое мышление в непрерывном образовании человека / Т. М. Савельева, В. Я. Баклагина; под общ. ред.
    Т. М. Савельевой. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. — 176 с.
  58. Савельева, Т. М. Диагностика и процесс психического развития /
    Т. М. Савельева // Теоретические проблемы развивающего образования: сб. ст. / Нац. ин-т образования; науч. ред. Т. М. Савельева. — Минск, 2002. — С. 133—146.
  59. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. — Самара: Учеб. лит., 2004.— 80 с.
  60. Савинова Н. А. Психолого-педагогические основания персонализированного обучения
  61. Солонина А. Г. Концепция персонализированного обучения: монография. М.: Прометей, 1997. 187 с.
  62. Старовойтова, Т. А. Формирование учебной деятельности младших школьников / Т. А. Старовойтова; Могилев. гос. ун-т. — Могилев, 2000. — 30 с.
  63. Тиринова, О. И., Журнал учителя третьего года обучения образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: учеб.– метод. пособие. / О.И. Тиринова, И. В.Федоров. — Мн., 2003 — 184 с.
  64. Федоров, И.В. Контрольно-оценочные работы по математике (программа Э.И.Александровой). 2–й год обучения: Система Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова: Учеб.-метод. пособие / Акад. последиплом. образования. — Мн., 2004.
  65. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика, 1982. — 216 с.
  66. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник / А. В. Хуторской. — СПб.: Питер: Питер бук, 2001. — 536 с.
  67. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. — М.; Рига: Эксперимент, 1999. — 133 с.
  68. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. — М.: Интерпракс, 1994. — 156 с.
  69. Черникова Т.Н. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.метод.пособие. – М.: Глобус, 2006. – 256с.
  70. Чугуева, Е. А. Урок по предмету "Человек и мир". Тема "Воздух". 2 класс// Пачатковаенавучанне: сям'я,дзiцячы сад, школа — 2009. — №4. -— С. 20-22
  71. Шакура, С. Д. Преемственность в формировании учебной деятельности / С. Д. Шакура // Проблемы преемственности в системе развивающего образования : теория и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17—18 дек. 2004 г. / Акад. последиплом. образования ; под ред. П. Н. Савостенка. — Минск, 2004. — С. 142—149.
  72. Шакура, С. Д. Интерактивная форма организации повышения квалификации педагогов: специфика и особенности реализации / С. Д. Шакура // Кіраванне ў адукацыі. –– 2011. –– № 2. – С. 47––53.
  73. Шакура, С. Д. Использование коллективного способа обучения при формировании умения учиться : учеб.-метод. пособие / С. Д. Шакура ; Акад. последиплом. образования. — Минск, 2004. — 28 с.
  74. Шакура, С. Д. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / С. Д.  Шакура,
    Е. В. Петушкова // Народная асвета. –– 2011. –– № 2. –– С. 7––12.
  75. Шакура, С. Д. Комплексная структурно-операциональная педагоги-ческая модель становления индивидуальной учебной деятельности / С. Д. Шакура // Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18—19 дек. 2008 г. / Акад. последиплом. образования ; под ред. д-ра пед. наук Г. И. Николаенко. — Минск, 2008. — С. 472—481.
  76. Шакура, С. Д. Умение учить себя как средство саморазвития личности учащихся / С. Д. Шакура, С. А. Аксючиц, Г. В. Пехота // Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17—18 дек. 2009 г. / Акад. последиплом. образования ; под ред. канд. пед. наук, доц. А. А. Глинского. — Минск, 2009. — С. 479—492.
  77. Шакура, С. Д. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1—6-х классов в процессе учебной деятельности / С. Д. Шакура. –– Минск: АПО, 2011. ––112 с.
  78. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании / С. Е. Шишов. – 1999. - №2. – С.30
  79. Школа диалога культур: основы программы / под общ. ред. В. С. Библера. — Кемерово: АЛЕФ, 1992. — 96 с.
  80. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. — М.: Академия, 2004. — 384 с.
  81. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.