2022/2023 учебный год
2023/2024 учебный год
Инновационный проект «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью», 2022 – 2024 годы
Одним из приоритетных направлений развития современной системы специального образования является обеспечение успешной социальной адаптации обучающихся с особенностями психофизического развития. В числе важнейших задач обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью выступает формирование самостоятельной, активной личности, способной эффективно функционировать в различных сферах жизнедеятельности.
Умение проявлять социально одобряемое поведение – важный элемент социальной адаптации. Социально одобряемое поведение – это адекватное ситуации поведение, которое опирается на принятые в конкретном обществе нормы и правила.
Значимым условием реализации социально одобряемого поведения ребенком с интеллектуальной недостаточностью является развитие его эмоциональной сферы. Эмоциональный компонент социальной адаптации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью выступает в качестве ключевого, поскольку является более сохранным. Однако у детей данной категории имеются определенные трудности в развитии эмоциональной сферы, которые препятствуют качественному процессу взаимодействия в обществе. Организация соответствующей коррекционно-педагогической помощи ребенку с легкой интеллектуальной недостаточностью позволяет формировать у него эмоциональную безопасность, которая рассматривается в проекте как способность и готовность учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью защищать себя и других в эмоционально опасных ситуациях на основе сформированных умений замечать, правильно определять, выражать эмоции; устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями; контролировать и проявлять социально одобряемое поведение.
Реализация данного инновационного проекта направлена на внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью посредством разработанного авторского научно-методического обеспечения.
Условия реализации проекта
Педагогический коллектив Государственного учреждения образования «Мазоловская средняя школа Витебского района» обладает инновационной готовностью и имеет опыт реализации республиканского инновационного проекта. 87,5% педагогов, задействованных в реализации инновации, имеет первую, высшую квалификационные категории и квалификационную категорию «учитель-методист».
Количество учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении образования за последние пять лет увеличивается с 9 до 17 человек. В рамках классов интегрированного обучения и воспитания ежегодно от 6 до 5 человек обучаются по программе для детей с интеллектуальной недостаточностью первого отделения вспомогательной школы. Как правило, данная категория учащихся обособлена в детском коллективе, учащиеся не всегда умеют правильно выражать собственные эмоции, замкнуты, малообщительны, занимают позицию «внешних наблюдателей». Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, их эмоции поверхностны и неустойчивы, вследствие чего учащиеся внушаемы и склонны к подражанию. Законные представители учащихся с особенностями психофизического развития заинтересованы в коррекции имеющихся затруднений несовершеннолетних, охотно идут на контакт с педагогами и классными руководителями, принимают участие в образовательном процессе. Поэтому решение задач по реализации инновационного проекта будет способствовать повышению самооценки и более активной социализации учащихся.
Цель проекта: формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Задачи инновационной деятельности:
1) изучить литературу по проблеме формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью;
2) провести диагностику с целью выявления особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью;
3) обобщить и проанализировать результаты диагностики по выявлению особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью;
4) организовать коррекционно-педагогическую работу по формированию эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью в рамках коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» на основе предложенной методики;
5) провести мониторинг качества формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Календарный план реализации инновационного проекта
«Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности
у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы)
с легкой интеллектуальной недостаточностью»
на 2022/2023 учебный год
№№ пп |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Форма представления результатов |
1. |
Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности |
Август-сентябрь |
Руководитель проекта |
Нормативно-правовые документы |
2. |
Издание Приказа об организации инновационной деятельности |
Август |
Руководитель УО |
Приказ |
3. |
Утверждение программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта |
Август |
Руководитель УО |
Программа |
4. |
Рассмотрение вопроса «Реализация инновационного проекта – включение в практико-исследовательскую деятельность» на педагогическом совете |
Август |
Руководитель УО |
Протокол педсовета |
5. |
Проведение родительского собрания с целью информирования о целях и задачах проекта в текущем учебном году |
Сентябрь |
Руководитель проекта, Руководитель УО |
Практические рекомендации, протокол |
6. |
Размещение материалов инновационной деятельности на сайте школы |
Август-сентябрь |
Руководитель УО |
Материалы на сайте |
7. |
Инструктивно-методическое совещание по изучению нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность. Разработка локальных нормативных документов |
Сентябрь |
Руководитель УО |
Информация |
8. |
Инструктивно-методическое совещание «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности: дневников педагогического исследования |
Сентябрь |
Руководитель проекта, Руководитель УО |
Презентация документов |
9. |
Консультации педагогов по ведению документации и содержанию инновационной деятельности |
Сентябрь-май |
Заместитель директора по УР |
Рекомендации |
10. |
Подготовка электронного ресурса «В помощь педагогу, реализующему инновационный проект» |
Октябрь-ноябрь |
Руководители |
Электронный вестник |
11. |
Организация диагностики эмоционально-волевой сферы учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью |
Сентябрь- ноябрь |
Учителя-дефектологи, педагог-психолог |
Результаты диагностики и наблюдений |
12. |
Конкретизация календарного плана реализации инновационного проекта тематикой занятий |
Сентябрь |
Учителя-дефектологи, классные руководители |
План работы |
13. |
Совещание «Промежуточные итоги инновационной деятельности» |
Январь |
Руководитель УО, руководитель проекта |
Протокол совещания |
14. |
Оформление отчетов инновационной деятельности за 2022/2023 учебный год, систематизация материалов |
Апрель |
Руководитель проекта, Руководитель УО |
Материалы отчета |
15. |
Заседание педагогического совета «Совершенствование исследовательской культуры педагогов как непременное условие повышения качества специального образования» |
Март |
Руководитель УО, Руководитель проекта |
Протокол педсовета |
16. |
Методическая неделя «Панорама инновационного опыта: действия, проблемы, перспективы» |
Март |
Руководитель УО |
Выставка методических материалов |
17. |
Диагностические исследования эмоционально-волевой сферы учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью учреждения образования |
Апрель |
Зам. директора по УР, учителя |
Таблицы, результаты диагностики |
18. |
Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта» |
Апрель |
Руководитель проекта, Руководитель УО |
Справка |
19. |
Информирование законных представителей о результатах инновационной деятельности |
Май |
Руководитель УО, Руководитель проекта |
Рекомендации |
20. |
Анализ реализации инновационного проекта, разработка практических рекомендаций для педагогов |
Апрель |
Заместитель директора по УР |
Практические рекомендации |
21. |
Корректировка программы реализации проекта и составление плана реализации на 2023/2024 учебный год |
Май |
Руководитель проекта, Консультант |
Программа и план реализации |
Календарный план реализации инновационного проекта
«Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности
у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы)
с легкой интеллектуальной недостаточностью»
на 2023/2024 учебный год
№ пп |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Форма представления результатов |
1. |
Изучение нормативного правового обеспечения инновационной деятельности |
Август-сентябрь |
Руководство УО |
Приказы «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной деятельности…» |
2. |
Издание Приказа об организации инновационной деятельности |
Август |
Руководитель УО |
Приказ |
3. |
Утверждение программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта |
Август |
Руководитель УО |
Программа |
4. |
Рассмотрение вопроса об итогах реализации инновационного проекта на педагогическом совете |
Август |
Руководитель УО |
Протокол педсовета |
5. |
Проведение индивидуальных консультаций с законными представителями участников инновационного проекта с целью информирования о целях и задачах проекта в текущем учебном году |
Сентябрь |
Руководитель проекта, Руководитель УО |
Протокол консультаций |
6. |
Размещение материалов инновационной деятельности на сайте школы |
Не менее 1-го раза в четверть |
Руководитель УО |
Материалы на сайте |
7. |
Инструктивно-методическое совещание по изучению нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность. |
Сентябрь |
Руководство УО |
Информация |
8. |
Консультации педагогов по ведению документации и содержанию инновационной деятельности |
Сентябрь-май |
Заместитель директора по УР |
Рекомендации |
9. |
Публикация материалов из опыта работы |
Октябрь-ноябрь |
Руководители |
Электронный вестник |
10. |
Организация диагностики эмоционально-волевой сферы учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью |
Декабрь- апрель |
Учителя-дефектологи, педагог-психолог |
Результаты диагностики и наблюдений |
11. |
Конкретизация календарного плана реализации инновационного проекта тематикой занятий |
Сентябрь |
Учителя-дефектологи, классные руководители |
План работы |
12. |
Совещание «Промежуточные итоги инновационной деятельности» |
Январь |
Руководитель УО, Руководитель проекта |
Протокол совещания |
13. |
Оформление отчетов инновационной деятельности за 2023/2024 учебный год, систематизация материалов |
Апрель |
Руководитель проекта, Руководитель УО |
Материалы отчета |
14. |
Методическая неделя открытых занятий |
Декабрь, март |
Руководитель УО |
Анализ коррекционных занятий, классных часов |
15. |
Заседание педагогического совета «Итоги реализации инновационного проекта: достижения, перспективы» |
Март |
Руководитель УО, Руководитель проекта |
Протокол |
16. |
Подготовка и написание справки «О результатах реализации инновационного проекта» |
Апрель |
Руководитель проекта, Руководитель УО |
Справка |
17. |
Информирование законных представителей о результатах инновационной деятельности |
Май |
Руководитель УО, Руководитель проекта |
Рекомендации |
18. |
Анализ реализации инновационного проекта, разработка практических рекомендаций для педагогов |
Апрель |
Заместитель директора по УР |
Практические рекомендации |
19. |
Оформление отчетно-программной документации по завершению инновационного проекта |
Апрель |
Руководитель проекта, Консультант |
Отчетно-программная документация |