Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Профилактика – лучший способ предотвращения противоправного поведения
Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. Особое внимание прокуратурой уделяется профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также профилактике подросткового пьянства, наркомании и токсикомании, которые зачастую являются предпосылками для совершения подростками таких преступлений, как хулиганство, грабеж, угон и других.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
Несовершеннолетние при нахождении в учреждении образования, и в общественных местах обязаны строго соблюдать правила поведения и правопорядок, с достоинством и честью нести высокое звание гражданина Республики Беларусь.
1. Несовершеннолетние обязаны:
1.1. Быть всегда дисциплинированными, вежливыми со старшими, внимательными и предупредительными к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям, показывать пример культуры поведения младшим.
1.2. Беспрекословно выполнять требования должностных лиц, работников милиции и других представителей общественности. Быть нетерпимыми к аморальным и антиобщественным поступкам.
1.3. Бережно относится к государственной собственности личному имуществу граждан, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, не опускать порчу зелёных насаждений, загрязнения рек и водоёмов, беречь природу и охранять её богатства.
1.4. Заботиться о сохранности исторических памятников и других культурных ценностей нашей Родины.
1.5. Знать и строго выполнять правила дорожного движения и противопожарной безопасности.
2. Несовершеннолетним до 18-летнего возраста запрещается:
2.1. С 22 ч. до 6 ч. в течение учебного гoдa, с 23 ч. до 6 ч. в период каникул и в выходные дни находиться в общественных местах без сопровождения родителей или лиц их заменяющих.
2.2. Распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, а также играть с легковоспламеняющимися, взрывчатыми веществами, самопалами, ножами, рогатками, разжигать костры.
2.3. Купаться в неустановленных для этого местах.
2.4. Портить стены и оборудование в подъездах домов, лифтах, автобусах и других общественных местах.
2.5. Находиться на крышах, чердаках и в подвалах домов на территориях предприятий и учреждений.
2.6. Выражаться в общественных местах нецензурной бранью, курить, распивать спиртные напитки.
Деятельность по предупреждению противоправного поведения подростков основывается на установленных в законе РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принципах «законности, демократизма, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основной задачей этой деятельности является «предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».
Деятельность человека состоит из поступков.
Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.
Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица.
Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1. Убийство (ст. 139)
2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)
3. Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147)
4. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)
5. Изнасилование (ст. 166)
6. Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)
7. Похищение человека (ст. 182)
8. Кражу (ст. ст. 205)
9. Грабеж (ст. 206)
10. Разбой (ст. 207)
11. Вымогательство (ст. 208)
12. Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)
13. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)
14. Захват заложника (ст. 291)
15. Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294)
16. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309)
17. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327)
18. Хулиганство (ст. 339)
19. Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
20. Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341)
21. Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ПОЯСНЕНИЕ
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Выражая мнение, не нарушая закон
Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных законодательством требований к их проведению влечет ответственность.
Согласно ст. 11 названного Закона участники массовых мероприятий обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов, сотрудников милиции и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.
Организаторам и участникам мероприятия запрещается препятствовать движению транспортных средств и пешеходов, создавать помехи для бесперебойной работы организаций, воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников милиции в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.
Неприятности могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан; за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.
Нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.
В частности, санкции ст. 24.23 КоАП Республики Беларусь, введенного в действие с 01.03.2021 (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) предусматривают для граждан штраф до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, для юридических лиц, организовавших мероприятие, сопровождающееся выплатой вознаграждения за участие в нем - штраф до 500 базовых величин.
Кроме того, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 24.3 КоАП), предусмотрен штраф от 2 до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, участие либо подготовку к ним предусмотрена ст.293 УК. Указанные общественно опасные деяния наказываются лишением свободы на срок до 15 лет.
Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них при отсутствии признаков преступления, предусмотренных ст. 293 УК, влечет ответственность по ст. 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.
Законом Республики Беларусь от 26.05.2021г. «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» Уголовный кодекс Республики Беларусь дополнен статьями 341-1, 342-2. Указанные изменения вступили в законную силу с 19.06.2021г. Лицо, на которое после 01.03.2021 дважды налагалось административное взыскание по ст. 24.23 КоАП (независимо от части указанном статьи), и нарушившее порядок организации или проведения массового мероприятия после 19.06.2021 подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст.342-2 УК (неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), санкцией которой предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Кроме уголовной и административной ответственности законом установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.
Отдельно следует остановиться на необходимости соблюдения требований законодательства при использовании Интернет-ресурсов.
Так, размещаемые в интернете угрозы, оскорбления в адрес государственных служащих, членов избирательных комиссий в связи с осуществлением ими должностных и служебных обязанностей, а также в адрес их семей, подпадают под уголовную ответственность.
В частности, согласно ч.1 ст. 366 УК Республики Беларусь насилие либо угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет.
Уголовно-наказуемым деянием также является принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления. Санкция статьи 185 УК Республики Беларусь предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.
За размещение в «глобальной паутине» клеветы статья 188 УК Республики Беларусь предусматривают наказание вплоть до 3 лет лишения свободы.
В последнее время различные интернет-ресурсы настойчиво разъясняю гражданам Республики Беларусь о наличии у них права на свободное волеизъявление своих политических взглядов, а требование властей соблюдения при организации и проведении массовых мероприятий действующих норм законодательства рассматриваются, как подавление воли граждан и нарушение демократических норм.
При этом организаторы и участники массовых мероприятий прикрываются Конституцией Республики Беларусь, гарантирующей каждому гражданину свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.
Однако, как часто бывает, к выбору норм законодательного акта интернет-ресурсы, граждане подходят избирательно, отметая содержащиеся в нем иные нормы, создающие для них неудобства, и приводя неполные тексты законодательных норм.
Так, статья 35 Конституции предусматривает, что государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
К мероприятиям, проведение которых должно соответствовать законодательству о массовых мероприятиях, согласно ст.2 названного Закона относится и пикетирование.
К пикетированию данной нормой отнесено публичное выражение общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия) не только группой граждан, но и одним гражданином.
В этой связи размещение гражданином незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага для всеобщего обозрения, в том числе на окнах, балконах, зданиях является публичным выражением общественно-политических и иных интересов либо протеста.