Социальные ролики по предупреждению торговле людьми
Социальный ролик "Торговля людьми"
Социальный ролик "Трудовая эксплуатация"
Социальный ролик "Сексуальная эксплуатация"
ПРИНИМАЕМЫЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками.
Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года: это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. В 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов. Необходимо отметить, что сексуальная эксплуатация является самой распространенной формой торговли людьми. Так, из 5 183 жертв торговли людьми, установленных в 2002–2015 годах, сексуальной эксплуатации подверглись 4 578 человек, трудовой – 602, изъятию органов – 3.
Сегодня Республика Беларусь продолжает выступать в качестве страны происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, преимущественно, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (как правило, в г. Москву и Московскую область). Основным вектором вывоза белорусских граждан с целью трудовой эксплуатации является Россия. Выявлено несколько случаев трудовой эксплуатации наших граждан в Турции и Польше.
С 2006 г. в республике выявляются отдельные единичные факты, когда Беларусь выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из России, Украины, Молдовы и Вьетнама.
Кроме того, существует внутренняя эксплуатация (когда белорусские граждане эксплуатируются на территории Беларуси). Здесь сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой эксплуатацией.
С 2011 г. наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее число жертв, эксплуатировавшихся за рубежом, в два-три раза превышало число жертв, эксплуатировавшихся в Беларуси, а в 2006 г. – даже в девять раз). В 2011 г. на территории Беларуси эксплуатации подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142 (2012 г. – 124 и 85; 2013 г. – 90 и 59; 2014 г. – 54 и 43; 2015 г. – 57 и 25 соответственно).
Обратим внимание на рост в 2011 – 2013 годах административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан Беларуси за рубежом (отметим, что уголовная ответственность за незаконное трудоустройство за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация людей). Если в 2011 г. было выявлено 123 административных правонарушения, то в 2012 г. – 144, в 2013 г. – 115. В 2014 г. в этой области наметилась тенденция к снижению: выявлено 52 административных правонарушения, в 2015 – 37.
Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер, однако их можно разделить на несколько основных блоков. Первый из них – совершенствование национального законодательства.
Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.
Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций Организации Объединенных Наций, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации жертв.
В Уголовный кодекс Республики Беларусь в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения. Теперь в Беларуси действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества. Вот эти статьи:
1) Статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»,
2) Статья 171<sup>1</sup> «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»,
3) Статья 181 «Торговля людьми»,
4) Статья 181<sup>1</sup> «Использование рабского труда»,
5) Статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),
6) Статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».
Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса:
171, 171<sup>1</sup> – влекут исключительно сексуальную эксплуатацию;
181<sup>1</sup> – влекут исключительно трудовую эксплуатацию;
181, 182, 187 – влекут как сексуальную, так и трудовую эксплуатацию.
В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества (более подробная информация – в обзоре по противодействию распространению порнографии).
К преступлениям, связанным с торговлей людьми, относятся те факты детской порнографии, когда для порносъемки в качестве «модели»/«актера» используется ребенок (части 2 и 3 статьи 343<sup>1</sup> «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего»).
В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. В реализации всех Госпрограмм активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы, в основном, были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений. К 2013 г. были реализованы три Государственные программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям, которые утверждались Правительством и Главой государства.
С 2013 г. начала действовать Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы (утверждена решением республиканского координационного совещания), треть мероприятий которой направлены на противодействие торговле людьми.
В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере. При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.
Республика Беларусь в 2013 году присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (вступила в силу для республики 1 марта 2014 г.). Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, присоединившейся к указанной конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках конвенции обязательства, Беларусь проделала значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с указанной конвенцией.
Так, 5 января 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», который ввел следующие основные изменения в законодательство о противодействии торговле людьми:
1) В статье 171 Уголовного кодекса Республики Беларусь название статьи изложено в следующей редакции: «Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;
статья 171 дополнена примечанием следующего содержания: «Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера)».
2) Статья 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции:
«Статья 181. Торговля людьми
- Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (торговля людьми), -
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.
- Те же действия, совершенные:
1) в отношении двух или более лиц;
2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;
3) из корыстных побуждений;
4) группой лиц по предварительному сговору;
5) лицом с использованием своих служебных полномочий;
6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181-1, 187, частями 2 и 3 статьи 343-1 настоящего Кодекса;
7) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;
8) с вывозом лица за пределы государства;
9) в отношении заведомо несовершеннолетнего независимо от применения какого-либо из средств воздействия, указанных в части 1 настоящей статьи, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
- Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо в отношении заведомо малолетнего, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Примечание. Под эксплуатацией в настоящей статье, статьях 181-1, 182 и 187 настоящего Кодекса понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.».
В 2014 г. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.
Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, - на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.
Кроме того, 16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, а также вводит 30-дневный срок, в течение которого жертва может пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Во исполнение Закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений» (вступило в силу 22 июня 2015 г.). В разработке указанного нормативного правового акта активное участие приняли представители международных и неправительственных организаций.
Необходимо отметить, что в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми. Так, 6 февраля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 г. № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием. Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 г. № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 г.
С 2013 г. начата работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.
Второй блок – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.
Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на два направления.
Первое направление затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.
Второе направление касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.
Ключевые министерства имеют следующие основные функции.
В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.
Обратим внимание, что на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.
Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.
Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.
Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 151 территориальный центр социального обслуживания населения, в 50 из которых созданы «кризисные комнаты»).
Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 140 социально-педагогических центров, 128 из которых располагают приютами).
Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).
В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.
В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).
При содействии Министерства связи и информатизации и МВД была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.
Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми.
Отметим, что взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.
Необходимо констатировать, что в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. За последних 6 лет государственные органы оказали реабилитационную помощь примерно 7 % жертв торговли людьми. Все остальные жертвы получили помощь в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественных объединениях. Таким образом, в настоящий момент оказание помощи жертвам торговли людьми со стороны государственных органов – это основной недостаток в рассматриваемой сфере, из-за которого Беларусь подвергается критике на международной арене.
Изменение ситуации прогнозируется после активного внедрения на практике Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений.
Третий блок – система подготовки кадров.
В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.
С 2007 г. функционирует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.
При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.
С момента открытия в Международном учебном центре прошли обучение около 1 500 человек из почти 30 государств.
Следующий блок – международное сотрудничество. Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.
В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 г. в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар.
В развитие данной инициативы 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.
В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 г. в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. В работе международного форума принял участие заместитель Генерального секретаря ООН – Исполнительный директор УНП ООН Юрий Викторович Федотов.
Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими.
Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.
Так, весной 2010 г. МВД Беларуси при содействии турецких правоохранительных органов пресечен канал поставки белорусских женщин в Турцию. Супружеская пара, состоявшая из гражданки Беларуси и гражданина Турции, вербовала путем обмана в Беларуси девушек и продавала их владельцам ночных клубов в Турции для занятия консумацией. С февраля по март 2010 г. преступники продали в Турцию 6 белорусских женщин, где последние подверглись эксплуатации: основная часть доходов девушек изымалась путем запугивания и применения надуманных штрафных санкций. Трафикерша из Беларуси задержана по обвинению в торговле людьми. Ее муж с тремя подельниками задержаны правоохранительными органами Турции также по обвинению в торговле людьми. Все трафикеры осуждены.
В апреле 2011 г. правоохранительными органами Беларуси задержана белорусская гражданка, которая на протяжении более 10 лет (с 2000 года) вывозила молодых соотечественниц в Турцию для занятия проституцией.
Сама она постоянно проживала на территории Турецкой Республики, где подыскивала клиентов для девушек и организовывала встречи, при этом изымая у них 50% полученных денежных средств. В ходе периодических приездов в Беларусь она подбирала и вывозила в Турцию для занятия проституцией новых «работниц». Всего в ходе расследования были установлены 20 девушек, подвергшихся сексуальной эксплуатации. Преступница осуждена.
Для Республики Беларусь характерно, что преступления рассматриваемой категории, как правило, совершают граждане Беларуси, а также России и выходцы из республик бывшего СССР, проживающие в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Имеют место случаи, когда девушки, занимавшиеся проституцией за границей, сами становятся трафикершами, вернувшись в Беларусь.
Так, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в марте 2012 года перекрыт канал поставки белорусских девушек в Германию. В Беларуси задержаны трое участников преступной группы (гражданин Германии, гражданин России, имеющий вид на жительство в Германии, и гражданин Беларуси), которые завербовали и везли в г. Гамбург 2-х белорусских девушек в целях сексуальной эксплуатации в подпольных борделях. За сделку по продаже девушек трафикеры намеревались получить 2000 евро. Каждый из преступников осужден к 7-ми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Своевременное вмешательство правоохранительных органов сорвало планы трафикеров по созданию устойчивого канала поставки «живого товара» из Беларуси в Германию.
На следующем примере можно увидеть, как действует хорошо отлаженный и устойчивый канал. Благодарямеждународному сотрудничеству в 2006 году усилиями правоохранительных органов Беларуси, Германии и Швеции был перекрыт действовавший более 2-х лет канал торговли людьми из Беларуси и Прибалтики в Германию. Преступники использовали различные способы вербовки и доставки девушек в бордели. Одни девушки под видом танцевальных коллективов получали шенгенские визы в Посольстве Швеции в Москве. Для въезда в Германию других применялись похищенные или утраченные литовские паспорта, куда переклеивалась фотография жертвы. В результате совместных мероприятий ликвидирована транснациональная преступная организация. В г. Минске был задержан один из организаторов преступного сообщества, который сейчас отбывает наказание в виде 12 с половиной лет лишения свободы. В дальнейшем полиция Германии задержала 8 участников преступного формирования. Из сексуального рабства освобождены девушки, представляющие разные страны Восточной Европы, среди которых 20 гражданок Беларуси.
Необходимо отметить, что преступники тщательно конспирируются, маскируя свой преступный промысел под легальную деятельность. Так, в 2005 г. МВД Беларуси ликвидирована транснациональная преступная организация, занимавшаяся торговлей людьми в страны Ближнего Востока и Западной Европы. Для маскировки своей преступной деятельности организаторы создали на территории республики 13 модельных агентств, где вербовались девушки с наиболее привлекательной внешностью. За период времени с 2000 по 2005 годы преступники продали за рубеж 587 белорусских девушек. Особым спросом пользовались несовершеннолетние жертвы, которых в сетях преступников оказалось 156. Расследование уголовного дела длилось более полутора лет. Весной 2007 года преступники приговорены к различным срокам лишения свободы (от 8 до 12 лет).
Реалиями современности становятся факты приезда в Беларусь иностранных граждан с целью организации «секс-туризма». В мае 2009 г. в г. Минске задержан гражданин Турции, который с 2006 по 2009 годы на территории Беларуси занимался сутенерством, а также организовывал въезд в республику иностранных мужчин с целью «секс-туризма». Под его контролем находились как взрослые женщины, так и несовершеннолетние девушки. Осенью 2009 года преступник осужден к 7 годам лишения свободы.
Примерно треть преступлений, связанных с сутенерством, приходится на г. Минск. На оперативных учетах МВД Беларуси состоит почти 2000 лиц, занимающихся проституцией, в том числе около 850 в г. Минске.
С 2002 г. правоохранительные органы Беларуси ликвидировали 22 преступные организации (из них 21 транснациональную) и 85 организованных групп. За торговлю людьми и связанные с ней преступления осуждены 2 309 человек, в том числе 820 к лишению свободы.
Таким образом, предпринятые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией все ещё остается на высоком уровне. Кроме того, наблюдается рост преступлений, связанных с детской порнографией и педофилией, которые сопряжены с торговлей людьми.
По материалам МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Как не стать жертвой торговли людьми
Данная информация рассказывает об опасном криминальном явлении – торговле людьми. Это чрезвычайно тяжкое преступление. Мы надеемся, что широкое информирование общественности поможет значительно уменьшить число жертв торговли людьми в нашей стране.
ЧТО ТАКОЕ ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ?
Торговля людьми (траффикинг) – серьезная социальная проблема, представляющая опасность для фундаментальных прав человека: на жизнь, на свободу передвижения, на то, чтобы не подвергаться пыткам. В условиях растущей глобализации траффикинг стал всеобщей проблемой. Торговля людьми характерна для всех стран – и экономически развитых, и государств, переживающих переходный политический и экономический период, пострадавших от войн и локальных конфликтов. Несмотря на то, что большая часть государств утверждает, что свободы и права человека на их территории полностью защищены, рабство как явление существует и в XXI веке. Миллионы людей насильственно вовлечены в бытовое рабство, попрошайничество и другие виды эксплуатации. Люди подвергаются эксплуатации как внутри отдельно взятой страны (внутренняя торговля людьми – нелегальное трудоустройство в своей стране бывает не менее опасным, нежели за границей), так и в других странах (транснациональный траффикинг). По данным Организации Объединенных Наций, жертвами торговли людьми ежегодно становятся 700 тысяч женщин, детей и мужчин. Торговля людьми имеет характер организованной транснациональной преступности и по своей прибыльности не уступает наркоторговле и сбыту оружия. Торговля людьми является современной формой рабства, жертвы ее часто подвергаются таким жестоким и длительным физическим и психическим мучениям, что их полная реабилитация становится затруднительной. Целями торговли людьми являются: • вовлечение жертв в занятие проституцией, сексуальная эксплуатация; • использование рабского труда – привлечение к принудительным работам или оказанию различных услуг; • изъятие органов и тканей для трансплантации; • незаконное усыновление (удочерение). Для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми необходим всеобъемлющий международный подход.
КТО ЧАЩЕ ВСЕГО СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Жертвой торговли людьми могут оказаться все люди, независимо от пола, возраста, национальности и религиозных убеждений. В основном, жертвами торговли людьми становятся люди с низким уровнем жизни. Другим важным фактором риска является юный возраст.
ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВАМИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ? ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
- Финансовое положение лиц, потерявших основное место работы и не имеющих источников доходов, отсутствие профессии, безработица и, как следствие, бедность повышают риск стать жертвой торговли людьми. § Исследования показывают, что число работающих женщин меньше числа трудоустроенных мужчин. Оставшись без средств к существованию, молодые женщины легко становятся жертвами торговли людьми. §
- Упадок нравов в обществе. Несовершеннолетних всё чаще используют в качестве сексуальных объектов в рекламе, фильмах и музыкальных видеоклипах. Это приводит к тому, что сексуальные отношения с лицами значительно моложе по возрасту начинают считаться нормальным явлением. Как следствие, растет спрос на проституцию детей и несовершеннолетних, порнографическую продукцию с их участием.
- Наркозависимость, алкоголизм и игромания. Наркоманы, алкоголики и азартные игроки легко становятся жертвами торговли людьми, так как на них легко воздействовать.
- Противоречия между желаниями молодежи и ее реальными возможностями потребления. Афиширование в СМИ, рекламе и фильмах роскошного образа жизни молодежи, недостижимого для молодых людей на практике, приводит к тому, что они пытаются добыть деньги или престижные вещи любой ценой.
- Социальная изоляция определенных групп. Бездомные, выпускники детских домов и дети из неблагополучных семей относятся к группе риска, поскольку не имеют необходимых социальных связей и поддержки. Преступникам несложно войти в доверие к таким детям и, злоупотребив им, продать их в рабство.
- Дополнительные трудности, с которыми сталкивается живущая в деревнях молодежь. Многие из живущих в сельской местности молодых людей не имеют возможностей для получения достойной работы.
- Недостаточное информирование молодежи. Юноши и девушки часто наивны и настроены слишком оптимистично. Многие ничего не знают об опасностях, с которыми могут столкнуться в чужой стране в случае работы без соответствующего разрешения или договора.
КАК ПРЕСТУПНИКИ ЭКСПЛУАТИРУЮТ СВОИХ ЖЕРТВ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ НАД НИМИ
- Основной целью преступников является получение сверхприбыли от эксплуатации жертв. Они стремятся сохранить свои «вложения», а именно – не допускают, чтобы жертвы оказывали сопротивление или убегали
- Существуют различные механизмы сохранения контроля над жертвами, которые применяются отдельно или в сочетании.
- Обращение в долговое рабство. Например, от жертвы требуют вернуть сумму, которая была потрачена на ее перемещение, питание и жилье. Вместо погашения задолженности трудом, сумма «долга» растет, а жертва не может избавиться от эксплуатации. Также для контроля над жертвой может использоваться наличие у нее невозвращенного долга.
- Изоляция и отбор документов. Отбирая у жертв документы, подтверждающие их личность, преступники не дают им возможности вернуться в страну происхождения или уехать в другое место. Эксплуататоры также убеждают своих жертв в том, что сами имеют тесные связи
- с полицией и что не имеет смысла обращаться к ней за помощью.
- Насилие и страх. Для содержания своих жертв в покорности работорговцы насилуют их, подвергают побоям и пыткам, вызывают у них наркозависимость, изолируют от других жертв, лишают хлеба и воды, угрожают опозорить их перед родственниками или выдать полиции как нелегалов.
- Незаконное пребывание в чужой стране, стыд и изоляция – те механизмы, которые применяются для создания зависимости жертв от их эксплуататоров, для вынуждения их отказываться от обращения за помощью к правоохранительным органам.
- Угрозы причинить вред родственникам жертв. Преступники собирают информацию о членах семей жертв и угрожают причинить им вред, если жертвы не подчинятся или попытаются сбежать.
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
- Избегайте соблазнительных предложений случайных или знакомых людей о работе, учебе или браке за границей. Ни в коем случае не доверяйте никому свои документы.
- Как правило, предложения быстрого, легкого и большого заработка не соответствуют действительности. Надо мыслить реально.
- Поинтересуйтесь, легальна ли деятельность приглашающих вас за границу фирм и сотрудничающих с ними на месте посредников (туристических, брачных, по трудоустройству и по организации учебы). Найдите в интернете адрес приглашающей фирмы.
- Не берите деньги в долг у сомнительных, малознакомых частных лиц. Сразу оговаривайте условия предоставления и возвращения долга. ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР О РАБОТЕ ИЛИ УЧЕБЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ
- Если вы собираетесь работать или учиться за границей, заключайте договор с организацией в представительстве в вашей стране, а не после приезда в иностранное государство.
- Следует помнить, что, обращаясь в фирму или агентство, предоставляющее возможности обучения, трудоустройства, необходимо убедиться, что данная организация имеет лицензию на соответствующий вид деятельности и работает официально. Подлинник (а не копия) лицензии должен находиться на видном месте в офисе.
- Позаботьтесь о том, чтобы договор был составлен на родном вам языке, чтобы иметь возможность понять все детали и условия. В нем обязательно должны быть указаны: полное название фирмы, ее адрес, телефон, имя работодателя, название и координаты фирмы посредника.
- Необходимо подписать два договора:
- - с фирмой, которая трудоустраивает;
- - с работодателем, который обязуется принять на работу в другой стране.
- Не подписывайте договор сразу. Возьмите его с собой, перечитайте в спокойной обстановке и покажите его специалистам.
- Обратите внимание на то, чтобы условия вашей будущей работы (учебы), место, время, размер заработной платы были четко сформулированы и обозначены. Так же обратите внимание на условия медицинского обслуживания, проживания, питания.
- Если условия договора вас не удовлетворяют, не подписывайте его.
- Обратите внимание на то, чтобы договор был подписан директором или президентом фирмы. Если же договор подписан исполняющим обязанности лицом, например, заместителем директора, вице-президентом или другим человеком, требуйте предоставить вам документы, подтверждающие правомочность подписания договора данными лицами, приказ директора или президента, доверенность (с нотариальным заверением и печатью).
- Сделайте копию подписанного договора (желательно – всех документов) и оставьте ее у родных или близких.
- Работать в другой стране можно, только имея трудовую визу, не следует соглашаться на предложения о нелегальной подработке, на поездку по туристической визе.
- Рекомендуется сделать копии общегражданского паспорта, заграничного паспорта, билетов и хранить их отдельно от оригиналов. Необходимо оставить родственникам полную информацию о будущем местонахождении за границей, сообщить адрес и телефон фирмы, оформлявшей выезд за рубеж, а также фамилии и паспортные данные ее руководителей. Необходимо перед поездкой придумать слово или фразу, которая будет означать, что вы в опасности и нуждаетесь в помощи. Бывают экстренные ситуации (в случае похищения, насильственного удержания), когда телефонный разговор проходит под контролем преступников, и единственная возможность дать знать родным, что вам нужна помощь, – вставить кодовую фразу. Это должна быть очень простая фраза, которая не вызовет подозрений у преступников.
- Также следует обращать внимание на несоответствие обещаемой заработной платы (слишком высокая) и той работы, которую предстоит выполнять.
- Не следует соглашаться на предложения об оплате проезда, проживания, питания с возможностью за всё расплатиться на месте.
- С особой осторожностью следует относиться к объявлениям следующего содержания: — «Работа для девушек в качестве официанток, танцовщиц, стриптизерш и так далее. Профессиональная подготовка не требуется. Проезд, страховка, проживание оплачиваются работодателем», «Высокая оплата», а также к таким объявлениям, где указан только номер мобильного телефона и нет телефона и адреса офиса фирмы.
- Найдите и запомните телефон и адрес консульства Республики Беларусь на территории принимающего государства.
ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВЫ САМИ, КТО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ЗНАКОМЫХ СТАЛ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ РОДСТВЕННИКАМ, В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ (КОНСУЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ), ОБРАТИТЕСЬ В МИЛИЦИЮ! В основном, жертвы торговли людьми освобождаются из рабского положения в результате оперативных действий правоохранительных органов, при помощи посторонних, либо самостоятельно организовав и осуществив побег.